Определение слова «АШШУР»

Большой энциклопедический словарь:

АШШУР — главное божество ассирийского пантеона, бог-покровитель г. Ашшур. С ростом политического влияния города бог Ашшур получил функции военного божества, бога-судьи, бога мудрости.
АШШУР (Ассур)город 4-го тыс. — 614 до н. э., с сер. 2-го тыс. столица Ассирии (ныне руины Калъат-Шаргат в Ираке). Укрепления, храмы, зиккураты, жилые и торговые кварталы, библиотека клинописных текстов.

Большая советская энциклопедия:

I
Ашшур
в верованиях древних ассирийцев верховный бог, покровитель ассирийских царей. Обычно изображался в виде крылатого солнечного диска, из которого выступает туловище воина, стреляющего из лука.
II
Ашшур
Ассур, город в Ассирии (ныне руины Калъат-Шаргат на территории Ирака). Древнейшие археологические слои относятся к 4-му тыс. до н. э. В конце 3-го — начале 2-го тыс. до н. э. был городом-государством (управлялся правителем — «иш-шаккумом» совместно с советом старейшин) — форпостом шумеро-аккадской культуры и крупнейшим центром транзитной торговли. С середины 2-го тыс. до н. э. — столица Ассирии. С 9 в. до н. э. перестал быть резиденцией царя, но продолжал считаться столицей. В 614 до н. э. был разрушен мидянами. В последние века до н. э. — парфянский город. Развалины А. открыты в 1821, впервые исследованы английским учёным О. Лейардом в 1845—47. В 1903—14 немецкие учёные Р. Кольдевей и В. Андре открыли 2 линии оборонительных сооружений (древнейшие относятся, вероятно, к рубежу 3—2-го тыс. до н. э.) с монументальными воротами и бастионами. Найдена библиотека (более древняя, чем библиотека Ашшурбанипала) с клинописными текстами (в т. ч. хеттскими). Допарфянский А. состоял из «Внутреннего города» (сохранились остатки дворцов, храмов Набу, Иштар, Сина-Шамаша, Ану-Адада, Зиккурата и др.) и «Нового города». Памятники парфянского времени (многие были построены на руинах ассирийских): развалины дворца, цитадели, «Парфянский акрополь» с храмами, т. н. периптер Ашшура и др.
Лит.: Andrae W., Das wiedererstandene Assur, Lpz., 1938; Parrot A., Assur, P., [1961].

Советская историческая энциклопедия:

Ассур, — 1) Верховное божество в религии ассирийцев, см. Вавилоно-ассирийская религия и мифология. 2) Город в Ассирии (ныне Калъат-Шаргат, Ирак). Древнейшие археологич. слои относятся к 4-му тыс. до н. э. В кон. 3 — нач. 2-го тыс. являлся городом-гос-вом, управлявшимся правителем — "ишшаккумом" совм. с советом старейшин. Являлся форпостом шумеро-аккадской культуры, крупнейшим центром транзитной торговли, поставлявшим шерсть, кожу и металл из М. Азии в Вавилонию и ткани, ремесл. изделия и др. — из Вавилонии в М. Азию. С сер. 2-го тыс. до н. э. — столица Ассирии. С 9 в. до н.э. перестал быть резиденцией царей, по продолжал считаться столицей. А. был освобожден от общегос. податей и повинностей. В 614 до н. э. был разрушен мидянами. В последние века до н. э. A. — парфянский город. Развалины А., открытые в 1821, впервые исследованы англ. ученым О. Лейардом в 1845-47. Раскопки А. (1903-14), произведенные нем. ученым Р. Кольдевеем,а затем В. Андре, дали множество памятников архитектуры всех периодов, большое количество памятников письменности. Город занимал площ. ок. 70 га. Открыты две линии оборонит. сооружений (древнейшие относятся, вероятно, к рубежу 3-2-го тыс. до н. э.) с монумент. воротами и бастионами, храмы и зиккураты богов Ашшура и Иштар, двойные храмы Шамаша и Сина, Адада и Ану, неск. значит. дворцовых сооружений, торг. и жилые кварталы. Найдена б-ка (более древняя, чем б-ка Ашшурбанипала) с клинописными текстами (в т. ч. и хеттскими).
=====
Лит.: Дьяконов И. М., Развитие земельных отношений в Ассирии, Л., 1949; Parrot A., Archologie msopotamienne. Les tapes, P., (1946); Andrae W., Das wiedererstanpene Assur, Lpz., 1938.

Мифологическая энциклопедия:

В аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона. Первоначально — бог-покровитель города Ашшур (главный храм — Эхурсагкуркурра). Возвышение А. связано с усилением политического влияния в Ассирии города Ашшур. Как верховное божество А. получает (впервые в 13 в. до н. э.) титулы и эпитеты шумерского Энлиля: «Великая гора», «Владыка стран», «Отец богов». В 9 в. до н. э. (второе возвышение Ассирии) А. индентифицируется с Аншаром (см. АНШАР И КИШАР), отцом Ана, и возвышается над всеми богами. В ассирийской (из Ашшура) версии вавилонской поэмы о сотворении мира («Энума элиш») Аншар-А. заменяет как бог — творец вавилонского Мардука. Жена А. — Иштар Ашшурская или Иштар Ниневийская, а также Нинлиль (в шумерской мифологии Нинлильжена Энлиля; результат идентификации А. с Энлилем), сын — Нинурта (имя сына Энлиля), дочьбогиня Шеруа, или Эруа (хурритская?). Подобно Мардуку, А. узурпирует черты многих божеств: он — вершитель судеб (как шумерские ан, Энлиль), бог-судья (как Шамаш), военное божество (как Нинурта) и даже божество мудрости (шумер. Энки, аккад. Эйя). Эмблема А. — крылатый солнечный диск. На памятниках 2-1-го тыс. до н. э. обычно изображается в виде бога с луком, наполовину скрытого крылатым солнечным диском, в лучах которого он как бы парит. На обелиске ассирийского царя Тиглатпаласара I (12 в. до н. э.) А. изображен в виде крылатого солнечного диска, из которого две руки протягивают лук царю-победителю. в. к. Афанасьева.

Теософский словарь:

(Халд.) Город в Ассирии; древнее местонахождение библиотеки, из которой Георг Смит выкопал самые ранние из известных табличек происхождение которых он датирует примерно 1500 годом до Р.Х. и которые названы "Ашшур Киле Шергат".

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru