Определение слова «архонты»

Словарь по культурологии:

(греч. «начальники», «правители»), в христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-миро-правители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во власти могущественных и таинственных, враждебных Богу и человеку существ, довольно отчетливо выражена в канонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе — «князь мира сего», Ин. 12:31 и др.); речь идет о духовной войне верующего на стороне Бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12), о бессилии «Ангелов», «Начал» и «Властей» («Сил») отлучить христианина от любви Божьей (Рим. 8:38-39; «начала», как и «начальства» в Еф. 6:12 — это греч. &p%cd — лексический вариант слова «А.»). В ортодоксальной христианской системе А. безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги сатаны, как и он сам, они выступают как антагонисты Бога-Творца. Напротив, в гностических представлениях А. рассматриваются, во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами Бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. у гностиков сливаются с Господом — Богом Ветхого Завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий Завет как продукт инспирации со стороны семи А. (седмица — космическое число, см. также Архангелы), между которыми поделены как имена и эпитеты библейского единого Бога, так и имена ветхозаветных пророков (Иао, т. е. Господь, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваофчерез Илию, Иоиля и Захарию; верховный среди А. — Иалдаваоф, рассматриваемый как отец превзошедшего его Иисуса Христа, — через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У офитов (ранняя гностическая секта) А. имеют отчасти имена Архангелов и зооморфное обличье: у Михаила лик льва, у Суриила — быка, у Рафаилазмия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа — медведя, у Ератаофа — пса, у Фарфаваофа или Оноила («ослобог») — осла; между этой семеркой А. стихии и народы поделены по жребию. Верховный А., отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного Бога, за Которого принимал самого себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного А. раздваивается на «великого А.», царившего от Адама до Моисея, и «второго А.», даровавшего при Моисее Закон.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Большой словарь иностранных слов:

[гр. начальник] – высшие должностные лица в Афинах

Советская историческая энциклопедия:

(греч., ед. ч. arxon — начальник, правитель) — 1) Старшие начальники, правители, главы обществ откупщиков и т. д. в полисах Др. Греции и в ряде эллинистич. гос-в. 2) В Афинах до нач. 5 в. до н. э. — высшая правительств. коллегия. Согласно традиции, после гибели в 11 в. до н. э. басилея Кодра его сын Медонт был объявлен пожизн. А. В сер. 8 в. до н. э. срок власти А. сократился до 10 лет. Еще у первых пожизн. А. была отнята воен. власть и передана военачальнику-полемарху, а все вновь возникавшие функции еще одному А. Всех трех А. с 1-й пол. 7 в. до н.э. стали избирать на 1 год и называть: 1-й А. эпоним (глава исполнительной власти, его именем называли год), 2-й А. басилей (ведал культом), 3-й А. полемарх (военачальник). Ок. сер. 7 в. до н. э. добавили еще 6 А. фесмофетов с суд. функциями. Так власть басилея была постепенно заменена аристократич. коллегией девяти А. Кандидатов в А. намечал ареопаг. Отбыв срок, угодные ареопагу А. вступали в его состав. После реформ Солона в А. избирали членов высшего имуществ. класса. После реформ Клисфена А. быстро потеряли свое политич. значение, сохранившись как почетный, выполнявший различные гос. обязанности орган. С 487/486 до н. э. А. стали избирать но жребию.
=====
Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей, 3 изд., ч. 1, СПБ, 1897; История гос-ва и права, т. 1, М., 1949.
=====
Н. Н. Пикус. Москва.

Теософский словарь:

(Греч.) Архангелы после того как стали Феруэрами (см.) или собственными тенями, имеющие миссию на земле; мистическая вездесущность, заключающая в себе двойную жизнь; вид гипостатического действия: одного — чистоты, в более высокой сфере, другого — земного, совершаемого на нашем плане. (См. Ямблих, "De Mysteriis", II, 3.)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru