Определение слова «апофеоз»

Толковый словарь Ефремовой:

апофеоз м.
1. Религиозный обряд обожествления героя, императора (в Древней Греции и Древнем Риме).
2. Прославление, возвеличение какого-либо лица, явления, события.
|| перен. Высшая степень проявления чего-либо.
3. Заключительная торжественная массовая сцена спектакля, концертной программы, циркового представления и т.п.
|| перен. Торжественное завершение какого-либо события.

Толковый словарь Ушакова:

АПОФЕО́З, апофеоза, ·муж. (·греч. apotheosis — обожествление).
1. У древних — обряд воздавания божеских почестей герою, императору (·ист. ).
2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-нибудь, имеющее характер увенчания его деятельности (·книж. ).
3. Торжественная заключительная картина в некоторых театральных представлениях (театр.). Опера в пяти актах с апофеозом.

Большой энциклопедический словарь:

АПОФЕОЗ (от греч. apotheosis — обожествление) — ..
1) обожествление древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров...
2) Прославление, возвеличивание какого-либо лица, события, явления...
3) Заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

Большой словарь иностранных слов:

Апофеоза, м. [греч. apotheosis – обожествление]. 1. У древних – обряд воздавания божеских почестей герою, императору (истор.). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-н., имеющее характер увенчания его деятельности (книжн.). 3. Торжественная заключительная картина в некоторых театральных представлениях (театр.). Опера в пяти актах с апофеозом.

Толковый словарь Кузнецова:

апофеоз
АПОФЕОЗ -а; м. [греч. apothesis — обожествление].
1. В Древней Греции и Риме: обряд обожествления какого-л. героя, императора и т.п.
2. чего, чему. Прославление, возвеличение какого-л. лица, явления, события и т.п. "Римские элегии" Гёте — а. древней жизни. Птичий хор — а. природе и солнцу.
3. Заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы. Опера в пяти актах с апофеозом.
Апофеозный, -ая, -ое (2-3 зн.). А-ые строки. А-ая сцена из спектакля.

Малый академический словарь:

апофеоз
-а, м.
1.
В древней Греции и Риме: обряд обожествления какого-л. героя, императора и т. п.
2.
Прославление, возвеличение какого-л. лица, явления, события и т. п.
[Гете] писал «Римские элегии», этот дивный апофеоз древней жизни и древнего искусства. Белинский, Менцель, критик Гете.
3. театр.
Заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, прославляющая народ, героя, общественное событие и др.
[греч. ’]

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. apoteosis; — обожествление) — заключительная торжеств. массовая сцена спектакля, а также праздничной конц. программы, прославляющая к.-н. событие или лицо; обычно носит монумент. характер и исполнена особого подъёма. А. широко применялся в старинной историко-мифологич. опере (напр., во франц. "лирической трагедии" Ж. Б. Люлли). Классич. пример А. — заключит. сцена в опере "Иван Сусанин" Глинки. Ряд опер сов. композиторов ("Емельян Пугачёв" Коваля, "Восстание Восэ" Баласаняна, и др.) и балетов ("Медный всадник" Глиэра) также завершается А.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
апофеоз, -а

Толковый словарь Ожегова:

АПОФЕОЗ, а, м.
1. Прославление, возвеличение кого-чего-н. (книжн.).
2. Торжественная заключительная массовая сцена нек-рых театральных представлений (спец.).
| прил. апофеозный, ая, ое.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч.) — обоготворение или возвеличение человека в божество. У греков это часто случалось в древние времена героического периода. Лиц, выдающихся своими подвигами, называли героями (полубогами) и после их смерти им приносили жертвы и устраивали празднества. Обыкновенно, подобные же почести устраивали предводителю или основателю колоний, причем собирались все жители возникшего на этом месте города. После Пелопонесской войны стали преклоняться перед военачальниками и вождями и им даже при жизни воздавали божеские почести. Так, в греческих государствах М. Азии в честь лакедемонского вождя Лизандра устроили празднества и приносили жертвы. Подобные же почести устраивались эллинами и варварами в честь Александра Великого, называвшего себя сыном Зевеса. Эта безнравственность, возникшая на Востоке, нашла себе последователей и в самой Греции среди т. н. диадохов; так, в Афинах в 307 г. Димитрий Полиоркет и его отец Антигон названы "спасителями", "божествами" и в честь их назначены особые жрецы. У римлян А. или, как они называли, Consecratio, встречается впервые при Юлии Цезаре, не считая мифического периода (Ромул, прославленный как Quirinus, необоготворенный человек, а вернее, бог, по сказанию обратившийся в человека). Юлию Цезарю еще при жизни оказывали божеские почести, а после смерти сенат решил причислить его имя "Divus Julius" к бессмертным богам. То же было сделано для Августа и для других императоров; почитание же их при жизни как богов совершалось только в провинции, но не в Риме.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru