Определение слова «АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ»

Большой энциклопедический словарь:

АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ — древнее государство в Вост. Закавказье в 4-3 вв. до н. э. — 10 в. н. э. (в нижнем течении Аракса и Куры). Столицы — Кабалака, Партав (Барда). Объединяло племена албанов, утиев, каспиев и др. В 3-4 вв. под властью Ирана, в 8 в. завоевана арабами, в 9 в. распалась на княжества. С 10 в. большая часть земель Албании Кавказской в составе Ширвана и др. государств.

Большая советская энциклопедия:

Албания Кавказская
Одно из древнейших государств на территории восточного Закавказья, населённое разноплеменными народами, в том числе албанцами (на побережье Каспийского моря, в нижнем течении pp. Араке и Куры). Особое место А. К. в истории определялось тем, что на её территории были расположены «ворота Кавказа» (город Чола, в районе современного Дербента), являвшегося мостом между Европой и Азией. Археологические раскопки на территории Азербайджанской ССР (в Мингечауре, Чухуркабале, Софулу, Кабале, Топрахкале, Хыныслах и др.), сведения античных авторов (Арриан, Плиний, Страбон, Аппиан, Плутарх и др.) и армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн и др.) свидетельствуют, что в конце 1-го тыс. до н. э. население А. К. занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и различными ремёслами. На этой материальной базе сложились отношения раннерабовладельческой собственности и возникло государство, возглавляемое царём и глвным жрецом. На рубеже нашей эры в А. К. сохранялись ещё пережитки первобытнообщинной собственности (одна из форм — храмовая собственность).
Наскальные изображения А. К. показывают, что здесь из первобытно-магических действий развивались графика, живопись, народные танцы и театр, музыка, устное художественное творчество. Верховным божеством, которому поклонялись в А. К., считалась Луна. Главным городом к началу нашей эры была Кабала. Руины её сохранились в современном Куткашенском районе Азербайджанской ССР.
В 1 в. до н. э. народ А. К. вместе с народами Армении и Грузии вёл героическую борьбу против вторжений древних римлян в Закавказье (походы Лукулла в 69— 67 и Помпея в 66—65 до н.э.). В 3—5 вв. н. э. складываются феодальные отношения, ускорившие утверждение здесь христианства как государственной религии. Христианскую церковь в А. К. возглавлял автокефальный албанский католикос. В 5 в. А. К. была одним из активных участников антисасанидского восстания (450—451), руководимого армянским князем Варданом Мамиконяном. В 6 в. Сасаниды ликвидировали династию албанских царей, но в 7 в. в результате продолжавшейся борьбы А. К. против гнёта сасанидских шахиншахов независимость её была восстановлена. Виднейшим правителем её в 7 в. был Джеваншир Гирдыманский [638—670]. При нём получила широкое развитие албанская письменность и была составлена «История агван», принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником истории А. К. В современных сёлах Азербайджанской ССР Лекит и Кум сохранились архитектурные памятники А. К. 5 — 6 вв.
В 8 в. большая часть населения А. К. была мусульманизирована Халифатом. В течение 9—10 вв. албанским князьям удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в А. К. Затем большая часть земель А. К. вошла в состав азербайджанских феодальных государств — Ширвана и др. Часть современных азербайджанцев является потомками древнего населения А. К.
Лит.: История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958; Вопросы истории Кавказской Албании. Сб. ст.. Баку, 1962.
З. И. Ямпольский.

Остатки крепостных ворот города Кабала (начало н. э.). Куткашенский район Азербайджанской ССР.

Руины храма 5—6 вв. Село Лекит Кахского района Азербайджанской ССР.

Советская историческая энциклопедия:

Одно из древнейших раннерабовладельч. гос-в в Вост. Закавказье, включавшее терр. Азербайджана в ниж. течении pp. Куры и Аракса. На С. границы А. К. доходили до Гл. Кавк. хр. (до юж. р-нов Дагестана включительно), на В. — до Каспийского м., на западе А. К. включала долину р. Иори, на Ю. — долину р. Аракса, Мильскую и часть Муганской степи. Кавк. албанцы впервые упоминаются у антич. авторов (Плиний Старший, Арриан) в связи с их участием в составе войск Ахеменидов в битве при Гавгамелах в 331 до н. э. против армии Александра Македонского. По данным клинописных текстов и др.-греч. и рим. авторов (Страбон, Плиний Старший, Дион Кассий, Плутарх и др.), население А. К. именовалось "албанцами", "утиями" ("удинами"), "гелами" ("легами") и "каспиями" и делилось на 26 "племен". Сведения антич. авторов и данные археологич. раскопок на терр. Азербайджана (см. Кувшинных погребений культура, Мингечаур) рисуют А. К. как страну, имевшую плодородные р-ны. Ее население занималось плужным земледелием, садоводством, виноградарством и огородничеством, а также отгонным (яйлажным) скотоводством. В А. К. развивались ремесла и торговля, о чем свидетельствуют находки различных керамич. изделий, железных орудий труда, оружия, украшений и пр.; зарождались города. Древнейшим из них был гл. город А. К. — Кабала (Кабалака) (руины сохранились на терр. совр. Куткашенского р-на Азерб. ССР). В последние века до н. э. в А. К. происходило разложение первобытнообщинного строя и складывание рабовладельч. отношений, развивалась имуществ. дифференциация. В Албании были храмовые рабы, беднота, знать, жрецы, цари. Албанцы поклонялись Луне (гл. божество) и Солнцу. Храмовая область и гл. храм находились в зап. части А. К., у границ Грузии. В А. К. существовало раннерабовладельч. гос-во. В 1 в. до н. э. царь Орис вместе с царем Армении Тиграном II и царем Иберии Артоком вел войну против войск Рима, вторгшихся в Закавказье (походы Лукулла в 69-67 и Помпея в 66-65 до н. э.). В этой борьбе А. К. сохранила независимость.
=====
В 3-5 вв. н. э. в А. К. в осн. сложились феод. отношения, росла феод. собственность на землю. значит. часть крестьян попала в зависимость от феодалов. Для укрепления своей власти феод. знать во главе с царем Урнайром приняла в нач. 4 в. христианство в качестве гос. религии и стала его насильственно распространять. Христ. церковь получила крупные зем. угодья; крестьяне были обязаны платить ей десятину. Царская власть опиралась на феодалов-землевладельцев (см. Азаты), а также на поддержку христ. церкви, возглавлявшейся в 4-8 вв. самостоят. (автокефальным) католикосом.
=====
В 3 в. А. К. овладело гос-во Сасанидов, настойчиво стремившихся упрочиться в р-не совр. Дербента, где находился один из древнейших городов А. К. — Чола (Чога, Джора). Сасаниды обложили тяжелой данью покоренные области Кавказа, вынуждали население А. К. строить оборонит. стены и крепости в р-не Чола. Тяжелый гнет иноземцев вызывал освободит. борьбу албанцев и др. закавказских народов. Наиболее крупным выступлением было восстание армян, албанцев и иберов в 450-451 во главе с арм. кн. Варданом Мамиконяном. Аналогичные освободит. восстания происходили в 481-484, 571-572 и др. Подавив восстание в 457, возглавляемое царем Ваче II, Сасаниды в 461 ликвидировали царский титул в Албании; однако он был восстановлен при царе Вачагане II (487-510), а в 6 в. снова упразднен. В 7 в. князья А. К. из рода Михранидов, в условиях ослабления гос-ва Сасанидов в борьбе с араб. халифатом, восстановили политич. самостоятельность А. К. Выдающимся гос. деятелем ее в 1-й пол. 7 в. был кн. Джеваншир. При нем А. К. отстаивала свою независимость в борьбе против халифата на Ю. и Хазарского каганата на С.
=====
С 5 в. получает развитие письменность А. К., приспособленная к одному из местных языков (гаргарскому). Алб. алфавит, состоявший из 52 букв, имел общие черты с груз. и арм. алфавитами. После составления алфавита были открыты школы, находившиеся в руках духовенства. В них обучались дети знати и духовенства. На алб. яз. переводились церк. книги. Развивались лит-ра и наука. С 7 в. начато составление истории А. К. ("История агван"), содержащей ценные сведения по истории Албании. Ее создание связано с именем Моисея Каланкайтукского (Мовсеса Каганкатваци). Архитектурными памятниками 5-8 вв. являются храмы, развалины к-рых сохранились в селах Лякит и Кум Кахского района и на горе Бешидаг Агдамского района Азерб. ССР.
=====
В начале 8 в. А. К. была завоевана араб. халифатом, установившим тяжелый гнет на покоренной территории. В 9 в. военно-политические позиции халифата на Кавказе резко ослабли, чему способствовало нар.-освободит. движение хуррамитов. Во 2-й пол. 9 в. большая часть терр. А. К. оказалась в составе мусульманизированных местных княжеств, наиболее устойчивыми из которых были гос-ва, возглавляемые династиями Шеддадидов и Мазьядидов. В существовавших в правобережной А. К. (совр. Нагорный Карабах) арменизиров. княжествах Григорий Хамам в 10 в. временно восстановил титул царя А. К. Остатками этих владений в 18 в. были арм. феод. княжества меликов Карабаха. В результате ассимиляции местного населения различными тюркоязычными элементами в А. К., как и в соседней Атропатене, сложился и получил распространение азерб. язык. А. К. сыграла значительную роль в древней и ранне-ср.-век. истории Кавказа. Кавк. албанцы являются предками азерб. народа, армян Нагорного Карабаха, части дагестанцев (цахур, лезгин, лаков и др.) и части грузин Кахети.
=====
Источн.: История агван Моисея Каганкатваци, пер. с арм., СПБ, 1861; Киракос Гандзакеци, История, пер. с др.-арм., Баку, 1946; Известия древних писателей греч. и лат. о Скифии и Кавказе. Собрал и изд. В. В. Латышев, т. 1-2, СПБ, 1893-1904.
=====
Лит.: Яновский А., О древней Кавказской Албании, "ЖМНП", 1846, ч. 52; Бартольд В. В., Место прикаспийских областей в истории мусульм. мира, Баку, 1925; Крымский А. Е., Страница из истории Сев., или Кавк., Азербайджана (классич. Албании), в кн.: Сб. ст. к 50-летию науч.-обществ. деятельности акад. С. Ф. Ольденбурга, Л., 1934; Юшков С. В., К вопросу о границах древней Албании, в сб.: ИЗ, т. 1, М., 1937; Шанидзе А., Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки, "Изв. Ин-та языка, истории и материальной культуры" (Груз. филиал АН СССР), т. 4, в. 1, Тб., 1938; его же, Порядок букв груз., арм. и алб. алфавитов, в сб.: Тр. Музея ист. Азерб., т. 2, Баку, 1957; его же, Новые данные об алфавите кавк. албанцев, в кн.: Тр. первой конференции закавк. ун-тов, Баку, 1959; Материальная культура Азербайджана. (Сб. ст.), в. 1-3, Баку, 1949-53; Ямпольский З., К вопросу об одноименности древнейшего населения Атропатены и Албании, в сб.: Тр. Ин-та истории и философии АН Азерб. ССР, т. 4, Баку, 1954; Исмизаде О. Ш., Ялойлутепинская культура, Баку, 1956; Очерки истории СССР. Первобытнообщинный строй и древнейшие гос-ва на терр. СССР, М., 1956, с. 221-27, 437-44, 455-85; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958; Тревер К. в., Очерки по истории и культуре Кавк. Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э., М.-Л., 1959; Akinian P. N., Moses Daskhouranzi (genannt Katankatuari) und seine Geschichte der Aluaner, "Handes Amsorya", 1959, H. 1-4; Dowsett C. J. F., A neglected passage in the history of the Caucasian Albanians, в сб. BSOAS, v. 19, pt. 3, L., 1957.
=====
З. И. Ямпольский. Баку.
ббл.

=====
Албания (Кавказская) II в. до н.э. — X в. н.э.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru