Определение слова «Вивекананда»

Большая советская энциклопедия:

Вивекананда
Свами (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт) (12.1.1863, Калькутта, — 4.1.1902, Белур), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель; ученик Рамакришны (См. Рамакришна). В 1880—84 изучал философию в Калькуттском университете; в 1893 выезжал в США, Великобританию, Японию с целью пропаганды веданты (См. Веданта). В 1897 основал религиозно-реформаторское общество «Миссию Рамакришны». Был крупнейшим представителем йоги (См. Йога). В. — идеолог так называемого индийского Возрождения, выражавшего стремление Индии к национальной независимости и социальному благоденствию. Выступал против угнетения, расизма и экспансионистских тенденций. Причины колониального положения страны видел в потере ею национальной индивидуальности. В. верил в социальную справедливость, связывая её наступление с деятельностью «низших классов», которые «покончат» с «имущественным неравенством и установят своё господство» (The complete works, v. 4, Mayavati, 1950, p. 401), однако свои надежды В. возлагал не на революционную деятельность народных масс, а на воспитание личности в духе веданты, на создание характера у индивидуума и нации. Социальная функция пропагандируемой В. «универсальной» реформированной религии заключается, по В., в оказании помощи нуждающимся и голодным. Демократическое содержание проповеди В. способствовало освободительному движению в Индии.
Соч. в рус. пер.: Практическая Веданта, [М., 1912]; Карма-иога, 2 изд., П., 1916; Бхакти-иога, СПБ, 1914; философия иога, Сосница, 1911.
Лит.: Комаров Э. Н., Из истории национально-освободительного движения и общественной мысли в Бенгалии в конце XIX — начале XX вв., в сб.: Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака, М., 1958; Роллан Р., Жизнь Вивекананды, Собр. соч., т. 19, Л., 1936: Datta В., Swami Vivekananda: patriot-prophet, Calcutta, 1954.
С. М. Кедрова.

Советская историческая энциклопедия:

Свами (наст. имя — Датт Нарендранатх) (12.I.1863-4.I.1902) — инд. религ. реформатор и обществ. деятель, один из идеологов бурж. национализма. В 1897 основал полурелиг. орг-цию "Миссия Рамакришны". Выступал против религ., кастового и нац. неравенства. Отстаивал нац. достоинство индийцев, проповедовал свободу, прогресс, однако не видел реальных путей к ним. Социальной функцией реформированной "универсальной религии" считал оказание помощи неимущим.
=====
Соч.: Vivekananda S., The complete works, v. 1-8, Mayavati, 1948-51.
=====
Лит.: Комаров Э. Н., Из истории нац.-освободит. движения и обществ. мысли в Бенгалии в кон. 19 — нач. 20 вв., в сб.: Нац.-освободит. движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака, М., 1958; Роллан Р., Жизнь Вивекананды, Собр. соч., т. 19, Л., 1936; Datta B., Swami Vivekananda, patriot-prophet, Calcutta, 1954.

Новая философская энциклопедия:

ВИВЕКАНАНДА (Vivekananda) Свами (наст, имя Нарендранатх Датта) (12 января 1863, Калькутта – 4 июля 1902, Белур) – индийский религиозный философ и общественный деятель, реформатор индуизма. Ученик и последователь Рамакришны. В 1893 участвовал в работе Всемирного конгресса религий (Чикаго), инициатор создания ряда ведантистских центров в США, основатель «Миссии Рамакришны» (1897). Философское учение Вивекананды (т.н. неоведанта) во многом исходит из основных идей адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]:основа вселенной есть Брахман [БРАХМАН]как неопределенное и «всеисключающее» духовное начало; мир вещей есть нечто «неподлинное»; мировая и индивидуальная душа по своей сути полностью совпадают. Вместе с тем выступил против применения адвайты для оправдания социального неравенства, монополии брахманов на «священное знание», непогрешимость Вед [ВЕДЫ],проповедовал необходимость общественно полезной деятельности. Стремился сблизить три основные школы веданты [ВЕДАНТА],представляя их как «ступени» в постижении истины, соотносил с ними различные мировые религии и строил на этой основе учение об «универсальной религии». Вивекананда выдвигал идею «коллективного освобождения» и «общества освобожденных при жизни» как цели исторического процесса, в котором выделял четыре последовательные стадии («царства» сословий брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр). Грядущее «царство шудр» понимал как воплощение идеалов социализма, трактуемого в утопическом духе. Философское учение Вивекананды оказало значительное влияние на развитие индийской мысли в 20 в. (Б.Г.Тилак, Гхош [ГХОШ], Тагор [ТАГОР], Ганди [ГАНДИ], Радхакришнан [РАДХАКРИШНАН]).
Сочинения:
1. Практическая веданта. М., 1993.
Литература:
1. Роллан Р. Жизнь Вивекананды. – Собр. соч., т. 19. Л., 1936;
2. Костюченко В.С. Вивекананда. М., 1977.
В.С.Костюченко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru