Определение слова «РОЗЕНБЕРГ»

Большой энциклопедический словарь:

РОЗЕНБЕРГ (Rosenberg) Альфред (1893-1946) — главный редактор (с 1923) печатного органа национал-социалистской партии "Фелькишер беобахтер", один из идеологов фашизма. С 1933 руководитель внешнеполитического отдела партии, с 1941 министр оккупированных восточных территорий. Как один из главных немецко-фашистских военных преступников казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге.

Большая советская энциклопедия:

I
Розенберг (Rosenberg)
Альфред (12.1.1893, Таллин, — 16.10.1946, Нюрнберг), один из главных военных преступников фашистской Германии. С 1923 — главный редактор центрального органа нацистской партии «Фёлькишер беобахтер» («Vlkischer Beobachter»). В книге «Миф 20 столетия» (1930) выступил с «обоснованием» расистских взглядов и захватнической внешнеполитической программы германского фашизма. С 1933 возглавлял внешнеполитический отдел Национал-социалистской партии. С июля 1941 — министр оккупированных восточных территорий. Был одним из организаторов массовых убийств и грабежей, проводившихся немецкой администрацией во временно захваченных немецко-фашистскими войсками областях Польши, СССР и других стран. Казнён по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге.
II
Розенберг
Давид Иохелевич [15(27).11.1879, м. Шатейкяй, ныне Плунгеского района Литовской ССР, — 17.2.1950, Москва], советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1939). Член КПСС с 1920. В 1924—31 вёл курс политической экономии в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1931—37 профессор Экономического института красной профессуры, одновременно старший научный сотрудник института экономики Коммунистической академии. С 1936 работал в Институте экономики АН СССР, с 1937 профессор МГУ; в 1941—1943 профессор Казанского университета. В 1945—48 старший научный сотрудник Института Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП (б). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Классовая борьба, Томск, 1921; Политическая экономия, 3 изд., М. — Л., 1931; История политической экономии, ч. 1—3, М. — Л., 1934—36; Очерки развития экономического учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX века, М., 1954; Комментарии к первому тому «Капитала» К, Маркса, М., 1961; Комментарии ко второму и третьему томам «Капитала» К. Маркса, М., 1961.
III
Розенберг
Федор Александрович (1.3.1867, Вильянди, — 5.6.1934, Ленинград), русский востоковед-иранист. Член-корреспондент АН СССР (1923). Окончил Петербургский университет (1889). Ученик К. Г. Залемана. В 1902—31 сотрудник Азиатского музея (с 1930 — Института востоковедения АН СССР; с 1912 старший учёный-хранитель). Основные труды посвящены иранскому героическому эпосу «Шахнаме» Фирдоуси, вопросам зороастризма и парсийской литературы, согдологии и пехлевистики (история Согда, памятники согдийского языка и письменности, пехлевийская эпиграфика, публикация согдийских документов из коллекции Института востоковедения АН СССР). Изучал изобразительное искусство Ирана. Большое значение имела деятельность Р. по хранению, каталогизации рукописных, архивных и книжных фондов бывшего Азиатского музея.
Лит.: Ольденбург С. Ф., Записка об ученых трудах Ф. А. Розенберга, «Известия Росс. АН», 1923, сер. 6, т. 17; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 5, М. — Л., 1958 (некролог и библиография); Азиатский музей. Ленинградское отделение Ин-та востоковедения АН СССР, М., 1972, с. 316—345—347.
И. М. Оранский.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Rosenberg), Альфред (12.I.1893 — 16.Х.1946) — один из гл. воен. преступников фаш. Германии. С 1921 — гл. редактор центр. органа нацистской партии "Vlkischer Beobachter". Автор книги "Миф 20 столетия" ("Der Mythus des 20. Jahrhunderts", Mnch., 1930), в к-рой изложил идеологию "расы господ" и пытался "теоретически" обосновать "необходимость" захватнич. войн. С 1933 возглавлял внешнеполитич. отдел гитлеровской партии. С ноября 1941 — мин. оккупированных вост. территорий; активнейший проводник массовых убийств и грабежей, чинимых нем. администрацией во временно захваченных гитлеровцами областях Польши, СССР и др. стран. Казнен по приговору Междунар. воен. трибунала в Нюрнберге.
2.
Давид Иохелевич (27.XI(9.XII).1879 — 17.II.1950) — сов. экономист, чл.-корр. АН СССР (с 1939). Чл. Коммунистич. партии с 1920. В 1924-31 вел курс политэкономии в Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской. В 1931-37 — проф. политич. экономии Экономич. ин-та красной профессуры, одновременно ст. науч. сотрудник Ин-та экономики Коммунистич. академии. С 1936 работал в Ин-те экономики АН СССР, с 1937 — проф. политэкономии Моск. гос. ун-та. В 1941-43 — проф. политэкономии Казанского ун-та. В 1945-48 — ст. науч. сотрудник Ин-та Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б).
=====
Соч.: Комментарии к первому тому "Капитала" К. Маркса, М., 1961; Комментарии ко второму и третьему томам "Капитала" К. Маркса, М., 1961; История политической экономии, ч. 1-3, M., 1934-36; Очерки развития экономического учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX века. М., 1954.
3.
Отто Карл Юлиус, Оттон Оттонович (7.VII.1888 — 26.IX.1919) — рус. японовед-буддолог. Род. во Фридрихштадте (Курляндия) в семье архивариуса. После окончания в 1910 отделения санскритской словесности факультета вост. яз. Петерб. ун-та (учился у Ф. И. Щербатского) был послан в Японию для изучения япон. яз. Защитил дисс. "Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам", изданную в 2 частях: "Свод лексикографического материала" (Токио, 1916), "Проблемы буддийской философии" (П., 1918). Этот труд пользуется мировой известностью. В 1918-19 Р.- проф. Петерб. ун-та, сотрудник этнографич. отдела Рус. музея (Музей изобразит. иск-в), член Рус. комитета по изучению Ср. и Вост. Азии, член географич. и археол. об-в.
=====
Лит.: Ольденбург С., Памяти О. О. Розенберга, "Мысль", 1922, No 1.
=====
Е. С. Семека. Москва.

Новейший философский словарь:

РОЗЕНБЕРГ (Rosenberg) Альфред (1893-1946) — идеолог и теоретик национал-социалистического движения в Германии, философ гитлеровского расизма, главный редактор (с 1923) центрального органа НСДАП — газеты «Фелькишер беобахтер», глава внешнеполитического отдела партии (с 1933), министр оккупированных восточных территорий (с 1941), казнен как военный преступник по приговору трибунала в Нюрнберге. Окончил Рижский университет. Автор работ «Миф XX столетия», «Чума в России» и др. (в 1919-1923 опубликовал 7 книг и брошюр). Отстаивал антисемитские позиции. Еврейская религия, согласно Р., в высшей степени аристократична. Столетиями еврейство противостоит не-ев-рейским аристократиям. Средством этой борьбы являлся вирус демократических, либеральных и социалистических идей: демократически-еврейское христианство погубило, по Р., Римскую империю. Для самих евреев защитой от демократических соблазнов выступает собственная религия, а также расизм, основанный на учете законов наследственности и естественном отборе. Полагал, что движение за еврейскую государственность — лишь прикрытие для планов завоевания ими мирового господства. По мнению Р., большевизм — это средство еврейского финансового капитала для ликвидации порядка в Европе и мире, разрушения национальных экономик и деморализации народов. Обвинял евреев в стремлении путем искусной болтовни о правах человека продуцировать тотальный хаос. Вслед за Х.С. Чемберленом употреблял термин «фелькерхаос» (»национальный хаос»): по Р., за всеми попытками политического и социального разрушения всегда стоят еврейские элементы. Отстаивал необходимость исключительно «физического» разрешения «еврейского вопроса». Акцентировал внимание на тупости «невежественных масс», утверждал, что в отличие от «абсолютно бессмысленной» деятельности промышленного рабочего, работа крестьянина «полна смысла и ясна». Неоднократно критикуя марксизм и большевистскую практику в России, Р., тем не менее, был знаком лишь с одним цитируемым им трудом Ленина — «Государство и революция». Истинное значение российской революции, по мнению Р., — попытка преступного мира, принадлежащего к «ближневосточной» расе, победить Европу (»поход азиатского духа против Европы»). Полагал, что европеизация России была ошибочной, историческая миссия России, согласно Р., в Азии, а не в Европе.

Новая философская энциклопедия:

РОЗЕНБЕРГ Оттон Ооттонович (Юлиус Карл Отгон) (7 июля 1888, Фридрихштадт – 26 сентября 1919, Петроград)специалист по буддийской философии. В 1910 окончил факультет восточных языков Петербургского университета, в 1912–16 обучался в аспирантуре Токийского университета, с 1917 – приват-доцент факультета восточных языков Петербургского университета. Он резко критиковал филологизм, господствовавший в буддологии 19 – нач. 20 в., указывал, что лингвистически точный перевод буддийских текстов отнюдь не гарантирует правильного понимания их содержания. Основные методологические установки исследования им буддийской философии: рассмотрение философии как органического компонента буддизма; разграничение «популярного» и «схоластического» буддизма и рассмотрение категорий догматики в рамках того или др. типа, не смешивая интерпретаций; использование в первую очередь буддийских трактатов и «философских» сутр, в которых наиболее полно выражен философский аспект буддийского учения; описание и анализ буддийских философских доктрин «изнутри», не подгоняя их под европейские схемы; знакомство с работами современных буддийских теоретиков как первоначальный этап изучения буддийской философии в ее классических формах. Он применил свою методологию при анализе понятий, и в первую очередь в трактовке такой основополагающей категории раннего буддизма, как дхарма. Он показал, что дхармы, некие безусловные реальные единичные сущности, не являются «частицами», атомами, а представляют из себя что-то подобное «вещам-в-себе». Живое существо и окружающий его мир («эмпирическое» бытие) не что иное, как комбинация дискретных проявлений «волнующихся» (т.е. находящихся в «недолжном» состоянии) дхарм, которые подразделяются на 75 групп. «Волнение» тех или иных дхарм и характер конфигураций «волнений» обусловливается «кармой» данного существа. Прекращение «волнения» дхарм как раз и есть нирвана. Розенберг подробно проанализировал «механизм» функционирования «эмпирического» бытия и выхода из круга перерождений, т.е. «успокоения» дхарм. Изыскания в буддийской философии оказали огромное влияние на развитие буддологических исследований в мире благодаря переводу на немецкий язык его главного труда «Введения в изучение буддизма по японским и китайским источникам».
Сочинения:
1. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 1. Свод лексикографического материала. Токио, 1916: ч. 2. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918 (пер. на нем. яз.);
2. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919 (пер. на нем. яз. 1924): Об изучении японского буддизма;
3. О понимании восточной души. – В кн.: Буддизм. Проблемы, истории, культуры, современности. М., 1990.
А.Н.Игнатович

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru