Определение слова «Пелагий»

Большой энциклопедический словарь:

ПЕЛАГИЙ (Pelagius) (ок. 360 — после 418) — христианский монах кельтского происхождения. В кон. 4 в. прибыл в Рим, после его взятия Аларихом в 410 отправился в Африку и затем в Палестину. Считал спасение человека всецело результатом его собственного нравственно-аскетического усилия, отрицая наследственную силу первородного греха. Учение Пелагия противостояло концепции Августина о непреодолимой благодати и о предопределении. Пелагианство, получившее распространение в странах Средиземноморья в нач. 5 в., осуждено как ересь на 3-ем Вселенском соборе (431).

Словарь личных имен:

Я, муж. Стар. форма имени (см. Пелагей).
Отч.: Пелагиевич, Пелагиевна.

Новая философская энциклопедия:

ПЕЛАГИЙ (Pelagius) (ок. 360, Бретань или Ирландия – после 410) – знаменитый латинский ересиарх. О его жизни известно немного. Между 375 и 380 прибыл в Рим, где снискал известность монаха-аскета, моралиста, превосходного логика и полемиста. Примерно с 400 в Риме начинает распространяться его учение, отрицающее наследственный характер первородного греха и подчеркивающее значение нравственных усилий человека в достижении праведности и преодолении греха. В 411 Пелагий вместе со своим учеником Целестием отправился в Африку. Вскоре, оставив Целестия в Карфагене, он переправился в Палестину, где был благосклонно принят Иоанном Иерусалимским и заслужил доверие палестинских епископов. В 415 Иероним [ИЕРОНИМ] Стридонский, противник Иоанна, и африканский пресвитер Павел Орозий выдвинули против Пелагия обвинения в ереси, главным из которых было следующее: ложно утверждение, что человек может стать безгрешным только по собственной воле. Ответ Пелагия, признавшего божественную благодать, был признан удовлетворительным, но право окончательного решения предоставлялось Риму. Между тем в Африке против Целестия, открыто проповедовавшего взгляды учителя, резко выступил Августин [АВГУСТИН], по инициативе которого Карфагенский собор в 412 отлучил его от Церкви. Целестий отправился в Эфес, где получил место пресвитера. Однако новый Карфагенский собор (416) осудил взгляды самого Пелагия, получив одобрение папы Иннокентия I, а эдикт императора Гонория (418) подтвердил его решения: Пелагий и Целестий были отлучены от Церкви.
Несколько священников во главе с Юлианом Экланским выступили в защиту идей Пелагия против Августина: Юлиан усматривал в учении Августина о предопределении и благодати скрытое манихейство. О самом Пелагии, оставшемся на Востоке, с этого периода ничего более не известно. Вселенский собор в Эфесе (431) еще раз осудил пелагианство (теперь уже в лице Юлиана).
Пелагием были написаны трактат «О Троице», комментарий к Посланиям апостола Павла, ряд писем, среди которых известное послание к Деметриаде, 4 книги «О свободе воли» и др. сочинения. Взгляды его легли основу пелагианства [ПЕЛАГИАНСТВО].
Сочинения:
1. Послание к Деметриаде. – В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987, с. 594–635.
Литература:
1.  Plinval G.de. Pelage. Ses crits, sa vie et sa reforme. Lausanne, 1943.
О.В.Голова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru