Определение слова «Нарушевич»

Большой энциклопедический словарь:

НАРУШЕВИЧ (Naruszewicz) Адам (1733-1796) — деятель польского Просвещения. Епископ (Смоленск, Луцк). Сторонник Конституции третьего мая 1791. Труды по истории Польши, лирические стихи, басни, переводы античных авторов.

Большая советская энциклопедия:

Нарушевич
(Naruszewicz)
Адам Станислав (20.10.1733, Пинщизна, ныне БССР, — 6.7.1796, Янув-Подляски), польский поэт, историк, деятель польского Просвещения. Иезуит. Родился в семье обедневшего шляхтича. С конца 60-х гг. приближённый короля Станислава Августа Понятовского (См. Понятовский). С 1788 — смоленский, с 1790 — луцкий епископ. Во время четырёхлетнего сейма (1788—92) поддерживал королевскую партию и конституцию 1791, затем отошёл от политической жизни.
Н. — автор «Истории польского народа» и др. исторических трудов. Собрал ценнейшую коллекцию исторических источников. В «Мемориале», посланном королю (1775), выступил за рационалистическое понимание истории как светской науки, имеющей познавательные и морально-политические цели. Сторонник ограниченных реформ при сохранении сильной королевской власти.
Н. писал лирические стихи, а также басни, сатиры («Убогий литератор», «Маскарад», «Испорченный век» и др.), обличавшие нравы своего времени, невежество шляхты. Переводил Горация, Анакреонта, Тацита и др. Редактировал журнал «Забавы пшиемне и пожитечне» («Zabawy Przyjemne i Poyteczne»).
Соч.: Historya narodu polskiego, t. 1—10, Lipsk, 1836—37; Satyry, Wr., 1962; Liryki wybrane, Warsz., 1964.
Лит.: AIeksandrowicz A., Twrczo satyryczna A. Naruszewicza, Wr., 1964.

Советская историческая энциклопедия:

(Naruszewicz), Адам Станислав (20.Х.1733 — 6.VII.1796) — польск. историк, поэт, деятель дворянского просветительства. Иезуит. С 1788 — смоленский, а с 1790 — луцкий епископ. Род. в Белоруссии в семье обедневшего шляхтича. В кон. 60 — нач. 70-х гг. сблизился с польск. королем и по его предложению в 1780-86 написал "Историю польск. народа", доводящую изложение до 1386. Издал также "Историю жизни Кароля Ходкевича" ("Historia J. Karola Chodkiewicza", Warsz., 1781) и др. Во время Четырехлетнего сейма (1788-92) поддерживал королев. партию и конституцию 1791; затем отошел от политич. жизни и поселился в Януве Подляском. Взгляды Н. на методы, предмет и цели истории изложены в "Мемориале", посланном королю (1775). Н. противопоставлял старой историографии теоретия. основы рационалистич. понимания истории; отрицал непосредств. влияние провидения на ист. события, рассматривая историю как светскую науку, имеющую познават. и морально-политич. цели. Н. впервые в польск. историографии разработал методы критики источников. Высказывался против теократич. притязаний папства, отстаивал идеи нац. достоинства Польши и сильной королев. власти. Пытался выяснить причины появления крепостничества в Польше, но связывал их с завоеванием; право шляхты на землю считал бесспорным. Понимал потребность реформ, но не порывал с феод. идеологией и традицией. Н. собрал ценнейшую коллекцию источников (230 томов), до сих пор не потерявшую своего значения для изучения польск. истории в период феодализма.
=====
Соч.: Historia narodu polskiego, t. 1-10, Lipsk, 1836-37; Przemysl, 1857; Korespondencja, red. T. Mikulski, Wr., 1959; в рус. пер. — Таврикия, или Известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма и его жителях до наших времен, К., 1788.
=====
Лит.: Grzybowski S., Teki Naruszewicza, Wr., 1960; Rutkowska N., Bishop Adam Naruszewicz and his history of the Polish nation, Wash., 1941.
=====
И. А. Воронков. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Адам-Станислав) — польский поэт и историк (1733—1796); учился у иезуитов и вступил в их орден; был профессором иезуитской коллегии в Вильно и collegium nobilium в Варшаве; позже епископ луцкий. Поэтические произведения H. ("Dziea poetyckie", 1778, 1826, 1882) не имеют большого значения: его оды, посвященные Августу III и Чарторыйским и прославляющие часто мельчайшие события их жизни, напыщенны; интереснее, и то с исторической, а не поэтической точки зрения, его сатиры, в которых он обличает пороки современного ему общества. Главная заслуга Н. заключается в его исторических трудах. Его "Historya narodu polskiego od pocztku chrzecyanstw" (Варшава, 1780—86, Лейпциг, 1836—37, Краков 1859—1860) является первой критической историей Польши. Н. положил на нее 6 лет усидчивого труда в глуши Полесья: критически проверил источники, привел в систему огромный сырой материал, собранный в разных архивах и канцеляриях, успел изложить значительную часть прошедшего Польши (до 1386 г.) и тем самым поставил рамки для будущих исследований. По своим политическим идеалам Н. является демократом, восстающим против пагубного деления на сословия, с их привилегиями, и монархистом, мечтавшим о восстановлении самодержавной власти королей эпохи Пястов. Своим историческим трудом Н. хотел отвратить современное ему общество от узкого эгоизма и показать все зло шляхетского произвола и безначалия. Когда надежда Н. на новый порядок окончательно рухнула, он перестал продолжать свой труд. Из других исторических трудов Н. известны "Historya Jana-Karola Chodkiewicza", "Tauryka", "Dyaryusz podry St. Augusta krla na Ukraine" и др.
Ср. J. Bartoszewicz, "Znakomicy mowie polscy w XVIII wieku" (т. I); Chmielowski, "A. Naruszewicz iako poeta"; Kraszewski, "Naruszewicz iako poeta" ("Nowe studya literackie").
А. Л—ий.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru