Определение слова «Краков»

Большой энциклопедический словарь:

КРАКОВ (Кракув) (Krakow) — город в Польше, на р. Висла, административный центр Краковского воеводства. 751 тыс. жителей (1992). Международный аэропорт. Черная металлургия, машиностроение; химическая, цементная, мебельная, пищевкусовая, полиграфическая промышленность. Университет. Обсерватория. Национальный и художественный музеи, Художественные собрания на Вавеле. Основан на месте поселения вислян 8-10 вв. В 11-16 вв. столица Польского государстваа. В 1809-15 в Варшавском княжестве, в 1815-46 центр Краковской республики. Замок на Вавеле (ротонда Девы Марии, 10 в., готический собор с романской криптой, капеллами и надгробиями, королевский дворец 13-17 вв.) — в Старом городе — остатки укреплений с барбаканом (15 в.) — готический костел Девы Марии с алтарем В. Стоша, торговые ряды "Сукеннице" (13-19 вв.) — бывшее здание университета (15 в.).

Словарь географических названий:

Краков
(Krakow), город на Ю. Польши, в верх. течении Вислы. 472 тыс. жителей (2000). Возник на месте поселения племени вислян в VIII–X вв. Впервые упоминается в X в. В XI–XVI вв. столица польского гос-ва. В 1795–1809 и 1846–1918 гг. под властью австрийских Габсбургов; в 1809–15 гг. в составе Варшавского герцогства, в 1815–46 гг. центр Краковской республики. В 1939–44 гг. во время немецкой оккупации центр гитлеровского генерал-губернаторства. Освобожден Советской Армией в январе 1945 г. Важный трансп. узел, междун. аэропорт; экон., научный и культ. центр страны. Чёрная металлургия, маш-ние, хим., цем., меб., кож., швейная, фарм., полиграф., таб., пищ. пром-сть. Ягеллонский ун-т (с 1364 г.), горнометаллург. академия. Обсерватория (с 1792 г.), Ягеллонская библиотека. Музеи, театры. Историческое ядро К. – холм Вавель на левом берегу Вислы с капеллой-ротондой Девы Марии (X в.), королевским замком (XIII–XVII вв.) и готическим собором (XIV в.). В соборе усыпальница польских королей. К Вавелю примыкает Старе-Място с рыночной площадью и регулярной сетью улиц. Сохранились фрагменты городских укреплений конца XIII–XIV в., романский костёл Св. Анджея (ок. 1090), готические костёлы (XIV–XVI в.) Девы Марии и Св. креста. Торг. ряды цеха суконщиков ("Сукеннице", XIII–XIV вв., перестроены в стиле ренессанса в XVI в.), быв. здание Ягеллонского ун-та ("Коллегиум Майус", XV в.), дома в стиле ренессанса со скульптурными порталами и аркадными внутр. дворами. Барочные костёлы Св. Петра и Павла, бернардинцев на Страдоме, Св. Анны и др. с пышным декором. В XIX–XX вв. на месте стен Старого города разбито кольцо бульваров. К В. от центра – металлург. комбинат и жилой район при нём – Нова-Гута.

Большая советская энциклопедия:

Краков
Кракув (Krakw), третий по числу жителей город Польши. Расположен на Ю. страны, в верхнем течении р. Висла. 585 тыс. жителей (1970). Административный центр Краковского воеводства. С 1957 город имеет права воеводства. Крупный ж.-д. узел (2-е место в Польше по грузообороту после Силезско-Домбровской агломерации), речной порт (при металлургическом комбинате). В годы народной власти стал крупным промышленным центром. В 1970 в промышленности было занято 113 тыс. человек, в т. ч. в машиностроении, металлообработке и электротехнике 30,6 тыс., чёрной металлургии 25,6 тыс., пищевкусовой 12,6 тыс., текстильной, швейной и кожевенно-обувной 11,3 тыс., химической 10,4 тыс. В машиностроении главную роль играет производство оборудования для нефтяной, химической, пищевой промышленности, изделий слаботочной электротехники. Чёрная металлургия представлена крупнейшим в стране комбинатом им. В. И. Ленина (в 1970 он выплавил 5,5 млн. т стали); вблизи комбината, в 12 км к В. от центра К., сложился новый жилой и промышленный район Нова-Хута. В химической промышленности выделяются коксохимия, производство соды, фармацевтических препаратов, в пищевкусовой — табачных и кондитерских изделий. Имеется производство кабеля и арматуры.
К. — крупнейший, наряду с Варшавой, центр культуры и науки. Среди учебных и научных учреждений старейший в стране университет (см. Краковский университет), Горно-металлургическая академия, Краковская астрономическая обсерватория. Один из главных центров туризма в Польше.
В. П. Максаковский.
К. возник на месте поселения племени вислян 8—10 вв.; в 11—16 вв. столица Польского государства. В средние века крупный ремесленный и торговый центр. В начале 18 в. в результате нападения шведов, пожаров и эпидемий пришёл в упадок. В 1795—1809, 1846—1918 под властью австрийских Габсбургов; в 1809—15 в составе Варшавского герцогства (См. Варшавское герцогство), в 1815—46 центр Краковской республики (См. Краковская республика). В К. началось Польское восстание 1794 под руководством Т. Костюшко; происходило Краковское восстание 1846. В конце 19 — начале 20 вв. центр революционного движения в Галиции. В К. и его окрестностях (Поронин) в 1912—14 жил и работал В. И. Ленин. В ноябре 1923 в К. произошло восстание рабочих (см. Краковское восстание 1923), в 1936—37 — ряд стачек и демонстраций рабочих. В 1939—44 К. — центр гитлеровского «генерал-губернаторства». К. являлся одним из центров Движения Сопротивления в Польше (в городе действовали соединения Гвардии Людовой (См. Гвардия Людова), Армии Людовой (См. Армия Людова), Армии Крайовой (См. Армия Крайова) и др.), Освобожден Советской Армией 19 января 1945.
А. Л. Гольдберг.
Историческое ядро К. — холм Вавель на левом берегу Вислы с комплексом построек 10—17 вв. (дороманская капелла-ротонда Девы Марии, 2-я половина 10 в.: королевский замок, 13—17 вв.; готический собор, 1-я половина 14 в.) и примыкающий к нему с С. Старый город (Старе-Място) с центральной площадью Рынка и регулярной сетью улиц. Сохранились фрагменты городских укреплений (конца 13—14 вв.) с надвратными башнями и барбаканом (1498—99). Романский костёл святого Анджея (около 1090), готические костёлы Девы Марии (около 1360—1548; в интерьере — витражи конца 14 в., алтарь работы В. Стоша, 1477—89, росписи Я. Матейко, 1889—1891) и Святого креста (14 — начала 16 вв., фрески начала 15 в.). Торговые ряды цеха суконщиков («Сукеннице»; 13—14 вв., перестроены в стиле ренессанса в 1555—1559, архитектор Дж. М. Падовано; наземная галерея фасада, 1875—79), бывшее здание Ягеллонского университета («Коллегиум Майус»; 15 в.), дома в стиле ренессанса с нарядными аттиками, скульптурными порталами и аркадными внутренними дворами. Барочные костёлы святых Петра и Павла (1605—19, архитектор Дж. Тревано), бернардинцев на Страдоме (1670—80, архитектор К. Мерошевский), святой Анны (1689—95, архитектор Тыльман Гамерский) и др. с пышным скульптурным декором. В 19 — 1-й половине 20 вв. вокруг кольца бульваров (так называемый Плант), сменившего стены Старого города, выросли новые кварталы с радиально-кольцевой системой улиц. В старых и новых районах города были сооружены парадные общественные здания — Польская АН (1857—64, архитектор Ф. Покутыньский, псевдоренессанс), Театр им. Ю. Словацкого (1889—93, архитектор Я. Завейский, эклектика), Старый театр (1904—06, архитекторы Т. Стрыеньский и Ф. Мончиньский, стиль «Модерн»), Ягеллонская библиотека (1939, архитектор В. Кшижановский, функционализм). После 1945 выстроены Дом студенток (1964, архитектор В. Брызек и др.), Высшая с.-х. школа (1963) и институт физики и математики (1965; оба здания — архитектор С. Ющик), гостиница «Краковия» (1965, архитектор Ю. Ценцкевич), многоэтажные дома на улице Дитля, Фалата и др. (1960-е гг., архитектор М. и Я. Ингарден).
Национальный музей, Художественные собрания на Вавеле, Этнографический музей. С 1961 в К. проводятся Всепольские кинофестивали короткометражных фильмов, с 1966 — Международные художественные выставки — Биеннале графики.
А. Х. Грансберг.
Лит.: Krakw. Studia nad rozwojem miasta, Kr., [1957]; Krakw. Jego dzieje i sztuka, Warsz., 1965.

Краков. План города.

Дом студенток. 1964. Архитекторы В. Брызек и др.

Старый театр. 1904—06. Архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский.

Внутренний двор «Коллегиума Майус» (здание Ягеллонского университета). 1492—97.

«Дом прелата». 1618—25.

Алтарная часть костёла Девы Марии. Ок. 1360.

Королевский замок на Вавеле (13—17 вв.). Вид северной стороны.

Костёл св. Анджея. Конец 11 в.

Площадь Рынка в Старом городе. Слева — костёл Девы Марии (14—16 вв.); в центре — «Сукеннице» (13—19 вв.); справа — башня ратуши (14—18 вв.).

Советская историческая энциклопедия:

(Krakw) — город на Ю. Польши, адм. центр Краковского воеводства, порт на Висле, пром. центр (металлургия., маш.-строит., химич., легкая пром-сть). Нас. 496 т. ж. (1962). Основан на месте поселения племени вислян 8-10 вв.; в 1320-1609 — столица единого Польск. гос-ва. В ср. века — крупный ремесл. и торг. центр. В нач. 18 в. в результате нападения шведов, пожаров и эпидемий пришел в упадок. В 1795-1809, 1846-1918 — под властью австр. Габсбургов, в 1809-15 — в составе Варшавского герцогства. В 1815-1846 — центр Краковской республики. В марте 1794 в К. началось нац.-освободит. восстание под руководством Т. Костюшко, в 1846 — Краковское восстание 1846. В кон. 19 — нач. 20 вв. — центр революц. движения в Галиции. В К. и его окрестностях (Поронино) в 1912-14 жил и работал В. И. Ленин. В нояб. 1923 в К. произошло восстание рабочих. В 1939-44 К. — центр гитлеровского ген.-губернаторства. Освобожден Сов. Армией 19 янв. 1945.
=====
В К. находятся один из старейших в Европе ун-тов — Ягеллонский (1364), Академия художеств. Важнейшие памятники старопольск. зодчества — Вавель (королев. замок, 10-16 вв.), Мариацкий костел (13-15 вв.), здание цеха суконников (Сукеннице, 14-16 вв., перестроено в 19 в.).
=====
Лит.: Krakw: jego kultura i sztuka, Kr., 1904; Krakw. Studia nad rozwojem miasta. Praca zbiorowa pod red. J. Dabrowskiego, Kr., 1957; Dobrowolski T., Sztuka Krakowa, 2 wyd., Kr., 1959.
=====
А. Л. Гольдберг. Ленинград.

Музыкальная энциклопедия:

(Krakуw) — крупнейший (после Варшавы и Познани) муз. центр ПНР. 657 тыс. жит. (дек. 1973). На рубеже 11-12 вв. в К. был создан древнейший памятник культовой музыки — сб. григорианских песнопений "Liber usualis" ("Pontificale"). В 13 в. упоминается первый польский композитор Винцент из Кёльц. К тому же времени относится исп. мистерий на польском яз. с музыкой; на рождественских праздниках с муз. представлениями выступали "жаки" (школяры) из ун-та, пелись колядки. В 14 в. возникли гильдии трубачей, к-рые трубили сигналы времени и тревоги, возвещали прибытие важных лиц и др. (в совр. К. сохранился обычай: на колокольне костёла Девы Марии трубач исполняет старинную мелодию "хейнал" — сигнал времени).
В 14-16 вв., когда К. был столицей Польши, при дворе Ягеллонов существовала капелла, в к-рой служили лютнисты и исполнители на цитре, а также рус. гусляры, звучала светская вок. и инстр., а также церк. многогол. музыка a cappella (во время придв. богослужений) на лат. и польском языках. С 15 в. издавались произв. польских композиторов (включались в сб-ки вок. музыки наряду с соч. нидерл. полифонистов). Был опубликован также первый лат. трактат польского теоретика М. Щидловиты. В ун-те читался курс теории музыки. В 16 в. возникли муз. типографии М. Шарфенбергера, Л. Андрысовича и др., печатавшие сб-ки религ. песен и табулатуры. Была организована гор. капелла; работали строители органов (первые сведения об органах в соборах К. относятся к 13 в.).
В 16 в. в корол. капеллах, состав к-рых стал шире и разнообразнее, служили наряду с видными польскими музыкантами (Вацлав из Шамотул, М. Гомулка, М. Леополита) венг. лютнист и комп. Б. Бакфарк, а также итал., франц., нем. и др. иностр. мастера. В нач. 17 в., в связи с переносом столицы в Варшаву, туда была переведена придв. капелла, и уровень муз. жизни К. снизился. Место придв. капеллы заняла епископская вок.-инстр. капелла, состоявшая гл. обр. из воспитанников школы иезуитов, к-рой на рубеже 16-17 вв. руководили итал. комп. А. Оргас и Ф. Лилиус, в 17 в. — польский комп. Б. Пенкель, в кон. 17 — нач. 18 вв. — Г. Горчицкий. В 17 в. епископская капелла исполняла и религ. произв. и муз. интермедии в спектаклях, в 18 в. — гл. обр. светскую музыку (для этой капеллы Я. Щуровским была написана первая польская симфония, 1740; рукоп. утеряна).
На рубеже 16-17 вв. К. стал центром изготовления смычковых инструментов. Здесь работали М. Гроблич-старший, М. Добжицкий, Б. Кейхер и др. Существовал цех гор. музыкантов (преобразован из гильдии); издавались сб-ки гор. песен и религ. гимнов на польском яз. В 17 в. музыке учились в школах при монастырях и костёлах, а также в ун-те. В сер. 17 в. нашествие шведов затормозило развитие муз. жизни К. и лишь через столетие начался её новый подъём. В сер. 18 в. важное значение имела деятельность В. Сераковского, организатора первых публич. концертов (исполнялись гл. обр. кантаты); он основал также муз. школу, стремился к расширению круга учащихся. В 1764 открылась органная муз. школа, т.н. "Музыкальная бурса". В 1787 начал работать постоянный оперный т-р.
Австр. господство (после 3-го раздела Польши, 1795) препятствовало исп. польских произв. на конц. эстраде и в муз. театре. Выступали гл. обр. австр. воен. оркестр и хоры из австр. офицеров и чиновников (существовал и польский оркестр, но выступал лишь 1 раз в неделю). До 1805 муз. спектакли в постоянно действовавшем т-ре шли только на нем. яз. В 1809 здесь гастролировала труппа варшавского "Т-ра Народовы" под рук. В. Богуславского. В 1811-20 в полку нац. гвардейцев играла польская янычарская капелла (см. "Янычарская музыка"). Работавшие в К. в кон. 18 — нач. 19 вв. австр. и чеш. учителя музыки, мастера муз. инструментов, книгоиздатели и продавцы нотных изданий внесли вклад в муз. культуру города, особенно в муз. просвещение.
Когда после Венского конгресса (1815) К. стал центром т.н. Краковской республики (1815-46), в конц. жизни наступило оживление. В 1817 образовалось Об-во друзей музыки, была создана Филармония с оркестром (рук. К. Новакевич) и хором (рук. и дирижёр В. Горончкевич). Концертировали скрипач К. Липиньский, а также Ф. Лист, певица А. Каталани; в сер. 19 в. — братья и сестра Студзиньские (скрипач Винценты, органист Пётр и певица Виктория), оперный дирижёр В. Шлягурский, пианист Ю. Любовский и др. В 1830-40-е гг. оперная труппа ставила произв. гл. обр. польских композиторов (выступала в зале на улице св. Яна; постоянного оперного т-ра в К. не было до 1945). В 1838 Ф. Мирецкий основал школу оперного пения, в 1841 (совм. с В. Горончкевичем) — общую муз. школу.
После присоединения Краковской республики к Австро-венг. монархии (1846) преобладающим стало снова влияние венской музыки; исполнялись гл. обр. вальсы И. Штрауса. В конц. жизни господствовали австр. воен. оркестры. Польский репертуар включался лишь в программы немногих виртуозов (пианист Ю. Дулемба, скрипач Н. Бернацкий, гитарист С. Щепановский и др.). Среди краковских композиторов сер. 19 в. — В. и К. Крацеры (авторы песен и романсов), Ф. Мирецкий (его оперы ставились в Италии и Испании); Ю. Любовский И. Кшижановский, писавшие музыку для фп. С К. связана также деятельность ксёндза M. M. Мёдушевского, издателя польских колядок и пасторалей.
Возрождение муз. жизни и утверждение нац. репертуара началось после 1860. Польская музыка исполнялась церк. хорами (в костёлах), хорами муз. об-в, воен. оркестрами. Дирижёром оперной труппы С. Дунецким (автор неск. опер) и его преемником К. Гофманом (отец пианиста И. Гофмана) поставлены оперы С. Монюшки и др. польских композиторов. В 1866 создано певческое об-во "Муза", при к-ром организована муз. школа (директор В. Желеньский); с деятельностью этой школы и её оркестра (пропагандировал музыку классиков и романтиков) были связаны мн. видные музыканты К., в т.ч. австриец Й. Н. Хок (работал в К. до 1912). Увеличились обмен солистами с Варшавой, число гастролёров. С 1877 проводились еженедельные симф. концерты, а также концерты старинной польской музыки 16-18 вв. В 1882 создан постоянный гор. оркестр лёгкой музыки (рук. А. Вроньский, автор популярных мазурок и вальсов, "польский Штраус"). В 1888-1908 работали любительские оркестр и хоры "Сокол", "Лютня", "Академический хор", "Костёр" и др. В 1884-1914 оперной труппой поставлены почти все оперы Монюшки, X. Ярецкого, М. Солтыса, Желеньского и др. В 1908 возникло конц. бюро, к-рое пропагандировало новую европ. музыку, а также произв. композиторов группы, именовавшейся "Молодой Польшей" в музыке. На 2 муз. фестивалях в К. гастролировал Венский симф. оркестр под упр. Г. Фительберга. Стали развиваться муз. критика и музыковедение (З. Яхимецкий, Б. Валлек-Валевский и др.). В 1906 открылся конц. зал, в 1911 учреждена первая в Польше кафедра музыковедения в Ягеллонском ун-те (рук. З. Яхимецкий, позднее сотрудничал Ю. В. Рейс). 1-я мировая война 1914-18 задержала развитие муз. жизни К. После 1918 муз. школа преобразована в консерваторию (директор Желеньский, с 1921 — Валлек-Валевский); увеличилось число частных муз. школ; оперная труппа ставила новые оперы Т. Йотейки, Валлек-Валевского и др. польских композиторов. Начал выходить популярный журн. "Muzyka i Spiew". В период фаш. оккупации (1939-45) работал лишь Филармонич. оркестр, состоявший из польских музыкантов, но управляемый нем. дирижёрами.
После 1945, с установлением нар.-демократич. строя, начался процесс преобразования муз. культуры и создание её новых форм. Все муз. учреждения были национализированы. В К. стали работать мн. видные музыканты из разрушенной Варшавы. Открылись начальные и средние муз. школы. В Гос. высшей муз. школе (так с 1945 наз. все консерватории Польши) наряду с композиторским, теоретич. и исполнит. ф-тами организованы ф-ты муз. воспитания и издат. дела (единственный в Европе). Ректоры — З. Джевецкий, С. Лобачевская, Э. Уминьская, К. Пендерецкий, К. Мейер. Руководители кафедры музыковедения в университете — З. Яхимецкий, С. Лобачевская, В. Позьняк, с начала 70-х гг. — З. М. Швейковский. Широкую деятельность развернуло Польское муз. изд-во (осн. Т. Охлевским, 1945), выпускающее старинную, классич. и совр. музыку, науч. труды польских музыковедов, популярные книги и брошюры, пед. лит-ру о музыке; вышло полное собр. соч. Ф. Шопена (18 тт.; продолжают публиковаться его вновь найденные соч.), фольклорные труды О. Кольберга (33 тт.). Работает Филармония им. К. Шимановского с симф. оркестром (рук. А. Марковский, С. Скровачевский, Е. Катлевич и др.); в 1959 создан Камерный оркестр Краковской филармонии. В 1945 открыты т-ры оперы и оперетты. При Польском радио организованы оркестр и хор (выступает также с оркестром филармонии); имеются многочисл. любительские хоры, самодеят. коллективы при Доме культуры, муз. клуб "Музыкальный очаг" металлургич. комбината Нова-Хута близ К. (ансамбль песни и танца). В 1970-е гг. в бывшем корол. замке Вавеле проводятся концерты польской старинной музыки. Союз композиторов К. организует концерты совр. польской музыки.
В 20 в. в К. жили комп. А. Малявский, С. Вехович, И. Гаштецкая, в 1960 — сер. 70-х гг. работают Т. Махль, Б. Шеффер, К. Мошуманьская-Назар, К. Пендерецкий, А. Валяциньский и др.
Литература: Мейер К., Музыкальный Краков, "СМ", 1969, No 12, с. 101-05; его же, Два краковских ансамбля, там же, 1970, No 8, с. 111-13; Ghуbinski A., Muzycy wloscy w kapelach katedralnych krakowskich 1619-1657, "Przeglad Muziczny", 1926, No 11-12, 1927, No 1-5, 7, 8 (отд. оттиск — Poznan, 1927); его же, Trzy przyczynki do historii muzyki w Krakowie w l polowie XVII w., Warsz., 1927; Reiss J. Wl., Muzyka w Krakowie w 19 w., Kr., 1931; его же, Almanach muzyczny Krakowa 1780-1914, t. 1-2, Kr., 1939; Jасhimeсki Z., Muzika polska w rozwoju historycznym od czasуw najdawniejszych do doby obecnej, t. 1, cz. 1-2, Kr., 1948-51; Dobrowolski T., Sztuka Krakowa, Kr., 1950, 1971; Bienkowski W., Krakowska szkota muzyczna w latach 1841-1873, "Musikwissenschaftliche Studien", 1954, (Bd) 3; Szweykowska A., Poczatki krakowskiej kapeli katedralnej, "Muzyka", 1959, rok. 4, No 2(13).
З. Лисса.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Krakow, Krakau) — город и крепость в кор. Галиции в Австрии, на лев. берегу Вислы, становящейся отсюда судоходной и принимающей здесь Рудаву. 74593 жит. (1890), из них 21000 евреев. Состоит из внутреннего города и 7 предместий. Остатки крепости XV в.; 39 костелов, много часовен, 25 монастырей, 7 синагог. Собор XIV в., усыпальница польских королей, епископов и героев (см. Вавель). Готический костел св. Марии (XIII в.); костел св. Анны, с гробницей Коперника. Громадный замок XIII в. резиденция польских королей; национальный музей с картинами Матейко, Семирадского и др., в здании XIII в.; техническо-промышленный музей, архиепископский дворец. Новое здание университета, где помещается и акд. наук. Ягеллонская библиотека — около 300000 томов и 5000 рукописей. Музей Чарторыйского (предметы искусства). Университет (см.), акд. наук (см.), школа изящных искусств, семинария, консерватория, промышленное и техническое училища и др. средне-учебные заведения. Торговля хлебом, лесом, солью, особенно вывоз яиц и масла; машины, сукно, кожа. Вблизи холм в память Костюшки. Ввиду остатков старины, которыми богат К., его иногда называют польской Москвой.
История К. О народной легенде, относящейся к основанию Кракова, см. Вавель. Ученые видят в этой легенде отголосок глубокой древности; некоторые, основываясь на филологических сближениях, относят образование ее к той эпохе, когда славянское племя существовало в нераздробленном виде. В 1000 г. Болеслав Великий основал в К. епископскую кафедру. В удельную эпоху в К. осело много немцев; они внесли порядок во внешнюю жизнь города и способствовали выработке более правильного общественного строя. Почувствовав свое значение и надеясь на поддержку князей Силезии, краковские немцы в 1311 г. подняли бунт против короля Владислава Локотка, но были усмирены и наказаны лишением льгот и привилегий. С XIV в. начинается постепенное возвышение К. Владислав Локоток делает этот город своей резиденцией (вместо Гнезна) и в 1319 г. коронуется здесь. Казимир Великий украшает город новыми сооружениями и покровительствует развитию промыслов и торговли. 14 февраля 1386 г. совершено в К. крещение Ягелла и бракосочетание его с Ядвигой. В эпоху Ягеллонов первенствующее значение К. окончательно упрочивается; город богатеет, число жителей его возрастает до 100 тыс. С 1610 г. столица переносится в Варшаву, но короли польские продолжают короноваться в К. Частые нападения неприятелей постепенно подтачивали благосостояние города; в 1787 г. К. насчитывал едва 9,5 тыс. жит. По третьему разделу (1795) К. перешел под власть Австрии; с 1809 по 1813 г. принадлежал к велик. герц. Варшавскому; в силу венского трактата 1815 г. был сделан вольным городом (в территории его числилось 1220 кв. км., с 140 тыс. жит.). Это имело благотворное влияние на город: К. начал оправляться от былых невзгод. Законодательная власть находилась в руках народного собрания, исполнительная — в руках сената. Вследствие своего независимого положения, К. сделался приютом для всех, кто тяготился пребыванием в зависимых городах Польши. Скопление таких элементов скоро дало себя почувствовать. В 1830-31 г. К. примкнул к восстанию и был временно занят русскими войсками. Оккупация К. повторялась после того еще два раза, несмотря на преобразования, произведенные в 1833 г. в устройстве республики. Когда в 1846 г. замышлялось восстание во всех частях бывшей Польши, К. назначен был операционным пунктом для Галиции. Замысел не увенчался успехом, но правительства Пруссии, России и Австрии обратили внимание на неудобства, которые создает для них независимость К., и, несмотря на протесты Англии и Франции, по венскому соглашению 6 ноября 1846 г., включили К. в состав австрийских владений.
Литература. "Kodex dyplomatyczny miasta Krakowa 1257-1506" (1879-82); Szujski, "Krakow a do poczatkow XV w."; Kalinka, "Galicya i Krakow pod panowaniem austryjackiem"; Крыжановский, "Славянский Краков" ("Древности", 1875, т. VI, в. I). Много документов, выясняющих историю К., в издании "Monumenta medii aevi" (выходит в К. при акд. наук).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru