Определение слова «монастыри»

Большой энциклопедический словарь:

МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion — келья отшельника) — в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь) — принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — буддийские монастыри (сер. 1-го тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами. В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Вост. Азии — ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.

Большая советская энциклопедия:

Монастыри
(от греч. monastrion — келья отшельника)
в ряде религий общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав).
Древнейшие М. возникли в Буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались все, независимо от общественного положения, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значительной мере благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязательный принцип нищенства стал фикцией, М. из убежища от мирской суеты превратились в идеологическую опору существующего строя. Вслед за Индией буддийские М. появились в Бирме и Таиланде (2—3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6—8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские М. стали крупными феодальными землевладельцами, активно участвовавшими в политической жизни государства. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских М. в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6—7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Восточной Азии с 12—14 вв.). Большую роль М. играли в Тибете, Монголии и других районах Центральной Азии, где буддизм распространился в форме Ламаизма.
Христианские М. возникли первоначально как поселения отшельников (в 3—4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий), с 4 в. — как совместные поселения — киновийные (от греч. koins bos — общая жизнь), или общежительные М.; первый такой М. был основан в Тавенне (Египет) Пахомием (См. Пахомий). В 4—5 вв. М. распространились в Палестине и Сирии, затем по всему Средиземноморью, а также в Галлии и Ирландии. Монастырская жизнь регламентировалась уставом: в византийских М. преимущественно уставом Василия Великого (См. Василий Великий) (4 в.), позднее — уставом Студийского М. в Константинополе (9 в.), в западно-европейских М. в основном уставом Бенедикта Нурсийского, основателя М. в Монтекассино (около 530, Италия), положившего начало ордену бенедиктинцев (См. Бенедиктинцы). Во главе католических М. стояли аббаты (или аббатисы), в православных — игумены (или игуменьи). В экономическом отношении М. представляли собой хозяйсвтенно самодовлеющие организмы. На самом раннем этапе развития М. они создавались как коллективы подвижников, равных между собой, обязанных трудиться (все они должны были заниматься физическим трудом); идеологически первые М. давали иллюзорный выход для социального протеста против существовавшего миропорядка. С развитием феодализма характер М. изменился, внутри М. произошло расслоение, монахи стали разделяться на ряд категорий — по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету. Западно-европейское Монашество стало в значительной мере рекрутироваться из рядов феодалов, монастырская верхушка вливалась в господствовавший класс. В католических М. физический труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее тяжёлые работы в земледелии, скотоводстве были переложены на особых работников (конверзов) и на эксплуатируемое М. крепостное крестьянство. М. в процессе развития феодализма превращались (в первую очередь за счёт крестьянских земель) в крупных феодальных землевладельцев. Земельные владения многих средневековых М. достигали сотен тыс. га (например, в 9 в. французским М. Сен-Жермен-де-Пре владел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен — 810 тыс. га). На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев (См. Прекарий). Королевская власть содействовала укреплению католических М., предоставляя им административную, податную, судебную независимость (см. Иммунитет). Византийские М. существенно отличались от западно-европейских: монахи могли распоряжаться имуществом, составлять завещания, жили по большей части келейно, а не общежительно; византийские М. до 14 в. не стали крупными земельными собственниками, экономически были подконтрольны государственной власти. В 11—13 вв. наблюдался подъём монастырского хозяйства в Западной Европе. Используя труд множества зависимых крестьян, как лично свободных, так и работавших на барщине (например, в крупных М. центральной Англии), М. расширяли обрабатываемые площади, поднимая целину, расчищая леса, осушая болота. Большое число М. представляло собой крупные хозяйства с развитыми земледелием и ремёслами. Расположенные на торговых путях, многие М. рано начали втягиваться в товарно-денежные отношения, вели торговлю солью, вином, хлебом и др., становились центрами торгово-ростовщических сделок, своеобразными банками средневековья. С развитием товарно-денежных отношений М., включившиеся в светскую жизнь, подвергались «обмирщению», жизнь монахов утратила аскетический характер первоначальных общин (стали процветать разврат, обжорство, тунеядство). Укрепление католических М. в 11—13 вв. в большой мере было связано с Клюнийской реформой (См. Клюнийская реформа), сторонники которой требовали в первую очередь восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского.
На базе католических М. возникали монашеские ордена, ряд М. объединялся в конгрегации. С образованием в 12—13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов (См. Духовно-рыцарские ордена) возник новый тип католических М., предназначавшихся для поддержки крестоносцев; при М. устраивались лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т. и. Создание т. н. нищенствующих орденов (См. Нищенствующие ордена) в 1-й половине 13 в., в период обострения социально-политической борьбы в связи с ростом товарно-денежных отношений, обусловило появление католических М., тесно связанных с городом, в число их важнейших задач входила борьба с народно-еретическими движениями. Направлявшиеся из этих М. в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, «дочерние», М., зачастую становившиеся опорными пунктами военных захватов и колонизации (см. Миссионерство). М. являлись оплотом папства в его борьбе за политическое господство в Европе (тем самым они препятствовали процессу централизации европейских государств).
Если в раннее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, М. способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла (при М. функционировали Монастырские школы, мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологических оков, они становятся главными центрами борьбы против научной мысли и передовых идей.
Сильное потрясение испытали католические М. в эпоху Реформации (См. Реформация), сопровождавшейся ликвидацией на территориях, где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием М. и секуляризацией их земельных владений (в Англии, скандинавских странах, Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, немецких протестантских княжествах). Новый подъём монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые М. со 2-й половины 16 в. ставили своей главной задачей подготовку церковных кадров для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. иезуитов (См. Иезуиты), служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по М. был нанесён буржуазным революциями 18—19 вв. (особенно Великой французской революцией). Однако в связи с ростом революционного рабочего и демократического движения буржуазная реакция восстановила в ряде стран многие ранее упразднённые М. С конца 19 в. число М. стало расти, а их реакционная деятельность (борьба против рабочего демократического движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. некоторые протестантские церкви (англиканская, ряд евангелических церквей в США и др.), раньше решительно отвергавшие М., допустили их появление.
В исторической литературе нередко М. называют обители мусульманских дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение неточно (см. в ст. Монашество).
В большинстве современных капиталистических стран М. перестали играть роль самостоятельных хозяйственно-экономических единиц. Накопления, производимые в М., сосредоточиваются у монашеских орденов, которые пускают капиталы в оборот — вкладывают в банки, предприятия, торговлю, главным образом путём приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение М., их деятельность регулируется государственными установлениями, значительно сократилась численность их обитателей, некоторые М. прекратили существование. В 60—70-х гг. 20 в. многие М. оказались под воздействием процессов модернизации католической церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962—65 М. обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями и обычаями.
Согласно официальным данным 1972, в мире насчитывается 25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католических М. (но в каждом из них, особенно в женских, число обитателей невелико: 10—20 чел.). Западно-европейские М. являются активными проводниками политики клерикализма.
В СССР церковь отделена от государства; небольшое число существующих здесь православных М. являются чисто религиозными организациями. В европейских социалистических странах М. как крупные земельные собственники ликвидированы, были изданы постановления, ограничивающие земельные участки М.: в Албании — 27 мая 1946, в Болгарии — 12 марта 1946, в Венгрии — 15 марта 1945, в Польше — в марте 1950, в Чехословакии — 14 и 18 октября 1949, в Югославии — в 1945. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано ещё во 2-й половине 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об аграрной реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по аграрной реформе 1945 было признано целесообразным не проводить конфискации земельной собственности М.
В социалистических государствах Азии М. также перестали являться крупными землевладельцами. В МНР ещё в декабре 1928 решением Великого народного хурала крупная феодальная собственность (в т. ч. монастырская) подлежала конфискации. В ДРВ по закону об аграрной реформе от 4 декабря 1953 земли М. подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946 запрещал монастырские владения свыше 5 чонбо (1 чонбо = 0,99 га). В КНР в соответствии с законом об аграрной реформе (июнь 1950) земли М. подлежали реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами.
Г. Ф. Ильин, Б. Я. Рамм.
М. в России появились в 11 в. в связи с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М. сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11—12 вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский М. Наряду с крупными М. (Киево-Печерским, Новгородским Юрьевым и др.) в 12—13 вв. распространение получили мелкие М., имевшие по 3—5 монахов-отшельников. Во 2-й половине 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М. — монахи были переведены на общежительный устав. Роль М. в экономической, политической и церковной жизни заметно возрастает. В 14—15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные М.; в 16 в. на С., в Подвинье, — Антониево-Сийский М.; в Поволжье, после завоевания Казани, центральные М. основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчётам историка С. Б. Веселовского (См. Веселовский) во 2-й половине 16 в. в России было не менее 200 М. Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения М. с крестьянами. М. опутывали крестьян сетью долговых обязательств («серебренечество»). В конце 15—16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церковном соборе был поставлен вопрос о ликвидации церковного и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М. владеть населёнными крестьянами сёлами развернулись между нестяжателями (См. Нестяжатели) и иосифлянами (См. Иосифляне). На Стоглавом соборе (См. Стоглавый собор) (1551) было решено ограничить приобретение земель монастырями. В 1572 правительство запретило производить земельные вклады в крупные М., а в 1581 на церковном соборе было принято решение о безусловном запрещении М. приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности, развивая ростовщическую деятельность, М. усиливали эксплуатацию крестьян. Крестьянские волнения произошли в 1594—95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря (См. Иосифо-Волоколамский монастырь), где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606—07) М. деятельно помогали правительству Василия Шуйского в подавлении крестьянского движения. Оправившись после экономической разрухи, нанесённой Крестьянской войной и иностранной интервенцией начала 17 в., М. вновь стали к середине 17 в. серьёзной экономической и политической силой. правительство Алексея Михайловича (См. Алексей Михайлович), идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 (См. Соборное уложение 1649) запретило М. покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М. сократился при Петре I, который взял под контроль монастырские доходы, запретил М. скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена Секуляризация монастырских земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губернии секуляризация была проведена в 1786—1788). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I М. снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. М. использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религиозном свободомыслии. На территории многонациональной Российской Империи имелись также буддийские и католические М.
К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в которых было около 100 тыс. монахов, монахинь и «послушников». М. в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европейской России, они получали значительный денежный доход (Троице-Сергиева лавраоколо 1,5 млн. руб. в год). М. враждебно встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражданской войны 1918— 20 служили оплотом контрреволюции. Декретом Советского правительства от 20 января (2 февраля) 1918 церковь была отделена от государства, а имущество М. объявлено народным достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется несколько православных М. с небольшим числом монахов. М. являются чисто религиозными организациями.
В. И. Корецкий.
Архитектура М. отразила многообразие их функций и их менявшуюся роль в общественной жизни. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. в Индии появились буддийские М., распространившиеся в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные М. (главным образом на З. Индии — в Аджанте, 2 в. до н. э. — 7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, около 400—700) включали вырезанные в скале молитвенные залы (Чайтья) со Ступами, кельи, а позже монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки; аналогичны пещерные М. Китая (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353—366). М. из наземных построек, известные в Индии (Наланда, основан в 427), в Китае приобрели характер комплекса храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14—17 вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов. В Японии и Юго-Восточной Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских зданий (Салин в Мандалае, 2-я половина 19 в.; см. илл.). Ламаистские М. Тибета строились но строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье р. Цангпо. середина 8 в., с главными зданиями, помещенными на оси В. — З.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В Монголии М. распространились с конца 16 в.: наряду с М. типа «хуре» (кольцевой план которых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились М. китайского («сумэ»), тибетского («хит») и смешанных типов (Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904—08; Амур-Баясхуланту-хит, 17—18 вв.). В 18 в. ламаистские М. распространились в Бурятии («дацаны» — обширные регулярные комплексы ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии («хурулы» — комплексы войлочных кибиток, деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов).
Христианские комплексы М. появились в Восточной Римской империи в коптском Египте в 4—5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый М., около 440; Красный М., 5 в.); к древневосточным укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся кверху стены, внутри которых — церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Северной Африки (Тебесса в Алжире, 5—6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5—6 вв.).
В 6—9 вв. сформировались архитектурный тип и планировка западно-европейского католического монастырского комплекса (сохранился план М. Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820). В окруженном стенами регулярно распланированном М. доминировала церковь, к которой примыкал (обычно с Ю.) дворик-Клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дормиторий) — чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хозяйственный двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция М. варьировалась различными орденами. М. и монастырские церкви 11—12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077—88; Клюни в Бургундии, 1088—12 в., церковь Марии на озере Лах в Германии, 1093—1156, см. илл.) принадлежат к наиболее значительным архитектурным памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией немецкого ордена связаны М.-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13 — 14 вв.).
Православные М. Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские М. имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (византийские монастыри — Хора в Константинополе, 5—15 вв., и на полуострове Айон-Орос; Санаин, см. илл.; Бачково в Болгарии, 11—19 вв.; Киево-Печерская лавра, Гелатский монастырь). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре — собор, трапезная, колокольня, колодец. Архитектурные формы служебных и хозяйственных построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с народным зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные М., вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Русские М., постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архитектурные ансамбли, объединившие произведения многих эпох. При основании и расширении М. учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплексе ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте М. образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (московские М. 16—17 вв. — Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие крепостями на подступах к столице). Архитектурные формы рус. М. до середины 16 в. были строгими, лаконичными, а к концу 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт М. активно участвовали в формировании облика городов.
В периоды Возрождения и особенно барокко М.-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546—74), уступали место парадным ансамблям М.-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный М.). В 19—20 вв. новые М. строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956—59, архитектор Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские М. стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.
М. И. Андреев.
Лит.: Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 1—3, СПБ, 1890—97; Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, М., 1908; Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв., М., 1960; Тихомиров М. Н., Монастырь-вотчинник XVI в., в сборнике: Исторические записки, т. 3, М., 1938; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI — начала XVII вв., в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, М., 1958; Будовниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв., М., 1966; Ильин М. А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, М., 1954; BraunfeIs W., Abendlndische Klosterbaukunst, Kln, 1969.

Монастырь Санаин. 10—13 вв. Слева направо: колокольня, трёхнефный гавит, четырёхстолпный гавит; сзади — церковь Аменапркич и церковь Аствацацин.

Церковь монастыря Марии на оз. Лах. Германия. 1093—1156.

Бирма. Монастырь Салил в Мандалае. 2-я пол. 19 в.

Новодевичий монастырь в Москве. 16—17 вв.

Монастырь Маульбронн (ФРГ). 12—14 вв.

Монастырь Санкт-Галлен (Швейцария). План около 820: 1 — средний неф базилики; 2 — боковые нефы; 3 — трансепт; 4 — восточная апсида; 5 — хор; 6 — западная апсида; 7 — главный алтарь; 8 — дворики; 9 — башни; 10 — клуатр; 11 — спальня монахов; 12 — трапезная; 13 — погреб; 14 — кухня и хозяйственные службы; 15 — жилище аббата; 16 — школа; 17 — странноприимный дом; 18 — больница; 19 — дом послушников; 20 — капеллы; 21 — кладбище; 22—24 — сады и огороды.

Боровский Пафнутьев монастырь близ Боровска. 15—17 вв. План: 1 — Рождественский собор; 2 — трапезная; 3 — колокольня; 4 — кельи; 5 — больничная палата.

Советская историческая энциклопедия:

(от греч. monastnrion — уединенное жилище) — основная форма организации религ. жизни монашества в христианстве (православном и католическом), индуизме, исламе и буддизме, являвшаяся вместе с тем важной хоз.-экономич. базой феод. системы на Востоке и в Зап. Европе.
=====
М. существовали уже в сер. 1-го тыс. до н. э. в Египте (культ Сераписа; гл. центр этого культа — Серапеум в Хенобоскионе) и нек-рых др. странах. Древнейшие М. упоминаются в свящ. книгах индуизма. Они служили врем. пристанищем странствующим отшельникам, посвятившим жизнь изучению вед и молитвам.
=====
С возникновением и территориальным распространением буддизма появляются буддийские М. в странах Азии: Индии (2-1 вв. до н. э.), Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.), Монголии (сер. 17 в.). Буддийские М. становятся крупнейшими феод. землевладельцами, принимают активное участие в политич. жизни страны. В дальнейшем, в связи с усилением роли местных религий (индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае), влияние и числ. их уменьшается (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14 вв.). Политич. и экономич. влияние буддийских (ламаистских) М. до недавнего времени сохранялось в Тибете, к-рый в течение длит. времени являлся теократич. гос-вом. До образования Тибетского автоном. р-на в рамках КНР в Тибете имелось до 3 тыс. М. Крупнейшие из них насчитывали от 3 до 10 тыс. монахов каждый.
=====
В исламе М. не имели большого значения. В Коране нет упоминаний о монашестве. Лишь с возникновением (10-11 вв.) в странах Бл. и Ср. Востока мистико-аскетич. направления в исламе (суфизм) появились бродячие монахи (дервиши), временами селившиеся колониями по 20-40 чел. во главе с шейхом.
=====
В древности существовали иудейско- сектантские общины, члены которых давали обет посвятить свою жизнь богу. Их возникновение относится ко 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. В этих древних формах иудейско-сектантских общин можно видеть один из источников возникновения М. в христианстве. Другим источником было храмовое отшельничество в Египте, практиковавшееся, в частности, в культе Сераписа. Именно в Египте в 1-й трети 4 в. были основаны Пахомием первые христ. М. Пахомий вызвал к жизни новую форму монашества — киновитство (см. в ст. Монашество). Широкое распространение христ. М. получили, кроме Египта (Фиваида, Ликополис, Оксиринх, Арсиной), в Палестине, Сирии (близ г. Нисибис), Каппадокии (здесь впервые при М. были созданы школы для воспитания детей), Малой Азии, Армении, на о. Кипр, в Византии (в одном только Константинополе в 1-й пол. 6 в. имелось более 80 М.).
=====
Христианские М. во главе с игуменом, сохраняя автономию, образовывали уже в 4 в. подобие позднейшей конгрегации: игумены съезжались на общий совет по неск. раз в год, принимали согласованные решения. В М. поддерживалась почти военная дисциплина. Монахи составляли "компании", во главе к-рых стояли "деканы". Каждые 10 "компаний" составляли "дивизион". Вся жизнь М. регламентировалась уставом, древнейшие из уставов приписывают Пахомию, его ученикам — Шенуди, Макарию Александрийскому, Василию Великому.
=====
С развитием феодализма в странах Востока М. сосредоточили в своем владении огромные зем. и ден. богатства. В Византии обогащение М. и связанный с этим рост их политич. роли явились важными причинами иконоборчества (см. Иконоборчество), в результате к-рого сократилось монаст. землевладение (утраченные позиции М. были восстановлены во 2-й пол. 9-10 вв. при поддержке императорской власти). Бежавшие от преследований монахи образовали своеобразную "монашескую республику" на скалах п-ова Афон (ок. Салоникского залива), ставшую с 10 в. гл. центром православного (греко-визант.) монашества. В 962-1542 здесь было осн. ок. 200 М. Общее управление осуществлялось "парламентом" из 20 чел. и четырьмя "президентами", один из к-рых был главным (протос). Свою автономию Афон сохранил и тогда, когда ему пришлось формально подчиниться власти константинопольского патриарха (ок. 1000). С Афоном в значит. степени связано и распространение в 10 в. православных М. в Греции, Болгарии, Чехии, а также на Руси (см. ниже раздел Монастыри в России).
=====
В Зап. Европе М. появились в 4 в. В Италии они создавались монахами — выходцами из М. Пахомия на В.; в Англии, Галлии, Юж. Германии — ирл. монахами. Монаст. жизнь регламентировалась вост. христ. монаст. уставами, переведенными на лат. яз. (наибольшее распространение имел устав Василия Великого). В 529 Бенедикт Нурсийский создал монастырь в Монтекассино (близ Неаполя), подчинившийся власти рим. папы и положивший начало старейшему католич. ордену бенедиктинцев. Устав этого монастыря сделался обязательным для всех М. Зап. Европы на столетия. Одним из требований монаст. жизни в бенедиктинских М. Зап. Европы, как и на Востоке, был обязательный труд. Однако с развитием феодализма доступ в М. строго ограничивается представителями господствующего класса. В связи с этим требование об обязательном занятии трудом монахи выполняли своей работой в мастерских письма, художеств. миниатюры, скульптуры и т. п. Тяжелый физич. труд в земледелии, скотоводстве и др. отраслях монаст. х-ва с 11 в. перекладывается на особых работников — конверзов и на эксплуатируемое монастырем крепостное крестьянство.
=====
М. в ряде мест (как на З., так и на В.) играли в период раннего средневековья значит. роль в расчистке лесов, осушении болот, поднятии целины. Многие М. превратились в крупные х-ва с развитым земледелием и ремеслом, продукция к-рых шла гл. обр. на удовлетворение потребностей М., a частично — на благотворит. цели. Зем. богатства М. были очень значительны (в 9 в. франц. монастырь Сен-Жермен-де-Пре имел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен — 810 тыс. га и т. д.). Большое распространение получила на монаст. землях практика прекариев, что содействовало развитию и укреплению феод. отношений. Укреплению мощи М. содействовала королев. власть, широко предоставляя им иммунитетные права и всевозможные привилегии. М. рано начали втягиваться в товарно-ден. отношения, занимались не только торговлей продуктами монаст. х-ва, но и работорговлей. М. нередко составляли самостоят. политич. единицы, являвшиеся одним из осн. звеньев феод. организации общества. Они имели свой суд, свое войско, свое управление и т. д. Монашество втягивалось все глубже в светскую жизнь, подвергалось "обмирщению", что способствовало падению религ. веры в массах. Неоднократно предпринимавшиеся попытки заставить М. более строго подчиняться уставу (Хродеганг в 8 в., Бенедикт Аньянский в нач. 9 в.) оставались безуспешными. Значит. укрепление экономич. и политич. мощи М. началось в Зап. Европе в 10-11 вв. и было связано с клюнийской реформой, требовавшей соблюдения строгих правил Бенедикта Нурсийского о монаст. жизни. В нач. 11 в. возникла обширная конгрегация католич. М. разных стран, примкнувших к сторонникам реформы. В кон. 11 — нач. 12 вв. появляется (гл. обр. во Франции) ряд новых М., с помощью к-рых церковь стремилась приостановить широкое движение, развернувшееся под лозунгами "евангельской бедности", воспринятыми массами недовольных крестьян, искавших спасения от усиливавшейся эксплуатации в бегстве от своих феодалов. Нек-рые из этих М. (Премонтре, осн. в 1119, Фонтевро, осн. в 1122, Сито, осн. в 1120, Савиньи, осн. в 1118) сделались крупными церк. центрами, и на их базе возникли влият. монашеские ордена. В условиях продолжит. крестовых походов появились духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, тринитарии), основавшие ряд М. особого типа: у иоаннитов (госпитальеров) М. соединялся с лазаретом для раненых крестоносцев, у тамплиеров — с убежищем для паломников, у тринитариев — с домами, в к-рых собирали выкупленных из плена крестоносцев. Нередко эти М. служили базами на торг. путях с В. на З. В 1-й трети 13 в. возникают М., связанные с орденами нищенствующих монахов (францисканцы, доминиканцы, позднее августинцы-эремиты, кармелиты и др.). Существенной особенностью этих М. была их тесная связь с городом, органич. частью к-рого они становились. Ведя борьбу с усилившимся еретич. движением, рассылая своих монахов в разные страны в качестве миссионеров, эти М. богатели, их роль в политич. жизни возрастала. Многие из М. стали опорными пунктами для воен. захватов и колонизации. Католич. М. выступали союзниками папства в борьбе за политич. господство в Европе, препятствовали процессу централизации европ. гос-в. По мере развития светской культуры и с разложением феодализма отчетливо проявилась реакц. роль М. (и монашества), являвшихся в период раннего средневековья своеобразными культурными очагами.
=====
Сильный удар был нанесен католич. М. во время Реформации, сопровождавшейся ликвидацией монашества как особого института, закрытием М. и секуляризацией их зем. владений (в Англии, сканд. странах, части Швейцарии, Шотландии, нем. протестантских кн-вах). Однако в связи с контрреформацией в монаст. движении наблюдается новый подъем. Осн. театинцами, барнабитами и др. монаш. орденами во 2-й пол. 16 в., новые М. ставили своей гл. задачей подготовку церк. кадров для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Борьба против монашества снова усилилась в связи с Нидерландской бурж. революцией (закрытие М. с конфискацией имущества было проведено на терр. совр. Нидерландов), а также с политикой т. н. просвещенного абсолютизма (множество М. подверг ликвидации в своих владениях Иосиф II). Большой удар по М. был нанесен бурж. революциями 18-19 вв. В период франц. бурж. революции конца 18 в. была проведена конфискация зем. владений церкви (закон от 2 нояб. 1789), составлявших 1/5 всех франц. зем. владений, и М. были закрыты (постановлением Конвента от 13 февр. 1790). Упразднению с конфискацией земли подлежали М. по законодательству республик, созданных в 1797-99 в Италии в период франц. оккупации: Цизальпинской, Лигурийской и Римской. Часть земли М. была конфискована франц. властями в Итальянском королевстве (1806-15) в первые годы его существования. В 1807-09 М. были упразднены в Неаполитанском королевстве, их имущество конфисковано и пущено в продажу. В февр. 1849 пр-во Римской республики провело национализацию всей движимой и недвижимой собственности монаш. орденов. В Испании земли М. были конфискованы в ходе революции 1820-23; в период бурж. революций 1834-43 и 1868-74 (реформы Мендисабаля в 1835, постановление учредит. кортесов в 1869) М. подверглись ликвидации.
=====
На протяжении всего 19 в. и нач. 20 в. судьба М. тесно переплетается с судьбами политич. реакции. Каждое поражение последней приводило к частичному или общему закрытию М. (в Италии в 1850-55, в Германии во время "культуркампфа" в 1875, во Франции в 1901-06, в Португалии в 1910 и т. п.). Однако в связи с ростом революц. рабочего и демократич. движения в ряде стран бурж. реакция снова обратилась к М. С кон. 19 в. их число стало быстро расти, а их деятельность приобрела широкий размах. В 20 в. нек-рые протестантские церкви (англиканские, нек-рые евангелич. церкви в США и др.), решительно отвергавшие раньше М., изменили к ним отношение и допустили их появление.
=====
В большинстве капиталистич. стран М. в наст. время перестали играть роль самостоятельных хоз.-экономич. единиц. Накопления, производимые в М., сосредоточиваются в руках монаш. орденов (напр., орден иезуитов располагает капиталом в 5 млрд. долларов), к-рые пускают капиталы в оборот — вкладывают в банки, предприятия, торговлю, гл. обр. путем приобретения пакетов акций.
=====
В СССР декретами Сов. пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. объявлено нар. достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и др. В наст. время в СССР существует неск. православных М. (с небольшим числом монахов), являющихся чисто религ. орг-циями.
=====
В зарубежных социалистич. странах вопросы, связанные с церк., в т. ч. и с монаст., землевладением, были решены в ходе агр. преобразований после 2-й мировой войны (в МНР в 1928). В подавляющем большинстве этих стран монаст. эксплуататорское землевладение ликвидировано. Религ. орг-циям, в т. ч. и М., выделены зем. участки в размерах, необходимых для занятия под церк. сооружения, погосты и т. п. Служители религ. культов наделены землей по трудовой норме, на общих основаниях со всеми остальными гражданами социалистич. гос-в, пожелавшими обрабатывать землю своим трудом.
=====
В Албании, согласно постановлению "О некоторых изменениях и дополнениях закона о земельной реформе" от 27 мая 1946, М. могут владеть не более чем 10 га земли. В Болгарии по закону об агр. реформе, принятому Нар. собранием 12 марта 1946, за М. были сохранены (в зависимости от ист. значения М.) зем. владения, не превышающие в среднем 30-40 га. В Венгрии земли М. св. 57 га подлежали изъятию гос-вом за выкуп в соответствии с декретом Врем. нац. пр-ва "О ликвидации системы крупного землевладения и о наделении землей трудовых крестьян" от 15 марта 1945. В ДРВ по закону об агр. реформе от 4 дек. 1953 земли М. подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР на основании закона о зем. реформе от 5 марта 1946 конфисковывались зем. владения св. 5 чонбо (1 чонбо = 0,992 га) у тех М., к-рые сдавали землю в аренду и эксплуатировали батраков и крестьян. В КНР, в соответствии с законом об агр. реформе (июнь 1950), земли М. подлежали реквизиции и вместе с др. конфиск. и реквизиров. землями распределялись между малоземельными и безземельными крестьянами. В МНР монаст. имущество и скот подлежали национализации в соответствии с решением 5-го Великого нар. хурала (дек. 1928) о конфискации крупной феод. собственности. В Польше решение о национализации латифундий католич. церкви и др. религ. орг-ций (в т. ч. М.) было принято в марте 1950. С 75 тыс. га монаст. землевладение сократилось до 9 тыс. га (ок. 5 га у отдельных М.). В Чехословакии в собственность гос-ва перешла земельная (св. 1 га) и др. собственность всех монашеских орденов, конгрегаций и отдельных М. (закон о зем. реформе, постановления от 14 и 18 окт. 1949 об экономич. обеспечении церкви и религ. орг-ций гос-вом и др.). В Югославии на основании закона об аграрной реформе и колонизации (1945) подлежали конфискации зем. владения М. свыше 10 га. За М., имеющими важное ист. значение, было оставлено до 30 га обрабатываемой земли и до 30 га леса из тех земель, к-рыми они владели до реформы. В Румынии (где крупное монаст. землевладение было ликвидировано еще во 2-й пол. 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об агр. реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монаст. землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по агр. реформе (1945) было признано целесообразным не проводить конфискации зем. собственности М.
=====
Лит.: Казанский П., История православного монашества на Востоке, ч. 1-4, М., 1854; Ратшин А., Полн. собр. историч. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечат. церквах в России, М., 1852; Соколов И., Состояние монашества в визант. церкви с пол. 9 до нач. 13 вв., Каз., 1894; Минаев И. П., Пратимокша — сутра, буддийский служебник, СПБ, 1869; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Heimbucher M. J., Die Orden und Kongregationen der katholischen Kirche..., 3 Aufl.,Bd 1-2, Paderborn, 1932-34; Bell C., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Schmitz Ph., Geschichte des Benediktinerordens, (2 Aufl.), Bd 1-2, Z., 1947-48; Hallinger K., Gorze-kluny. Studien zu den monastischen Lebensformen und Gegenstnden im Hochmittelalter, Bd 1-2, Romae, 1950-51.
=====
Б. Я. Рамм. Ленинград.
=====
Монастыри в России. M. на Руси появились с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими их землями, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М. сыграли важную роль в укреплении и развитии феод. отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. были рассадниками письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее значение приобрел Киево-Печерский М., из стен к-рого вышли многие рус. епископы. Наряду с крупными М. (Киево-Печерским, Новгородским, Юрьевым и др.) в 12-13 вв. широкое распространение получили мелкие М., состоявшие из 3-5 монахов-отшельников, "особенно" живущих на т. н. келиотском уставе. Во 2-й пол. 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М. — монахи с келиотского устава были переведены на общежитийный. Роль М. в экономич., политич. и церк. жизни заметно возрастает в 14-15 вв. В это время возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. крупные М. В 16 в. на С., в Подвинье, возникает Антониево-Сийский М.; в Поволжье, после завоевания Казани, центр. М. основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчетам С. Б. Веселовского, во 2-й пол. 16 в. в России было не менее 200 М. Они расширяли свои владения, не считаясь со средствами, осуществляли покупки и вымогательства земель под видом вкладов, просили гос. пожалований, переходили к прямым насильственным захватам окрестных черносошных земель. На этой почве происходили острые столкновения М. с крестьянами, к-рые изгоняли, а подчас и убивали их основателей. М. опутывали крестьян сетью долговых обязательств ("серебренечество"); в монаст. вотчинах формировались различные категории феод.-зависимого населения России. В кон. 15-16 вв. рост монаст. землевладения начал тревожить великокняж. власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церк. соборе был поставлен вопрос о ликвидации церк. и монаст. землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М. владеть населенными крестьянами селами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. Новые попытки гос. власти ограничить монаст. землевладение и привилегии относятся к сер. 16 в. На Стоглавом соборе (1551) было решено установить строгий контроль за приобретением земель в М. В 1572 пр-во запретило делать зем. вклады в крупные М., a в 1581 на церк. соборе было принято решение о безусловном запрещении приобретать в М. земли. Вводя монаст. запашку, увеличивая повинности крестьян, развивая ростовщическую деятельность, М. усиливали эксплуатацию крестьян. Крест. волнения произошли в 1594 — 95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского М., где монаст. власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крест. восстания И. И. Болотникова (1606-07) М. деятельно помогали пр-ву В. Шуйского в подавлении крест. движения. Оправившись после удара, нанесенного крест. войной и иностр. интервенцией, М. вновь стали в 17 в. серьезной экономич. и политич. силой. Пр-во Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило М. покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М. сократился при Петре I, к-рый взял под контроль монаст. доходы, запретил М. скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монаст. крестьян, была произведена секуляризация монаст. земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губ. секуляризация была проведена в 1786-88). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I M. снова получили пахотные земли и угодья. М. рассматривались царским самодержавием как оплот реакции в борьбе с революц. движением. Соловецкий, Спасо-Евфимьев и др. М. использовались как место заключения лиц, обвиняемых в религ. свободомыслии.
=====
К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в к-рых было ок. 100 тыс. монахов, монахинь и "послушников". М. в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европ. России, они получали значит. ден. доход (Троице-Сергиева лавра — ок. 1,5 млн. руб.). М. враждебно встретили Окт. социалистич. революцию, в течение ряда лет служили оплотом контрреволюции. Декретами Сов. пр-ва от 20 и 23 янв. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. было объявлено нар. достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется неск. православных М. с небольшим числом монахов, являющихся чисто религ. орг-циями.
=====
Лит.: Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Росс. империи, т. 1-3, СПБ, 1890-97; Гантаев Н., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Веселовский С. Б., Феод. землевладение в Северо-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; его же, Монастырское землевладение в Моск. Руси во 2-й пол. XVI в., "ИЗ", т. 10, М., 1941; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Тихомиров М. Н., Россия в XVI ст., М., 1962; его же, Монастырь-вотчинник XVI в., "ИЗ", т. 3, М., 1938; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI — начала XVII вв., в сб.: ВИРА, т. 6, М., 1958; Зимин А. A., Опричнина Ивана Грозного, М., 1964.
=====
В. И. Корецкий. Москва.

Большой юридический словарь:

(от гр. monasterion — келья отшельника) — в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав). в русском государстве до секуляризации (1764) м. были крупными землевладельцами. ликвидированные после октябрьской революции, м. стали возрождаться в РФ с 1991 г, однако достаточной правовой основы для их деятельности пока не создано.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Монашество.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru