Определение слова «МОРО»

Большой энциклопедический словарь:

МОРО (Moreau) Жан Виктор (1763-1813) — французский дивизионный генерал (1794). Участник революционных войн, командующий армией, одержал ряд побед над австрийцами. Противник Наполеона I, Моро в 1804 арестован, затем эмигрировал. В 1813 советник при штабе войск антинаполеоновской коалиции. Смертельно ранен под Дрезденом.
МОРО (Moreau) Жанна (р. 1928) — французская актриса. Необычная внешность и интеллектуализм помогли Моро занять особое место в мировом кино. Пик ее актерской карьеры пришелся на кон. 1950-х — 60-е гг. и связан с режиссерами "новой волны". Лучшие роли сыграла в фильмах Л. Маля ("Лифт на эшафот", 1957; "Любовники", 1958) — Ф. Трюффо ("Жюль и Джим", 1961) — а также М. Антониони, О. Уэллса, Л. Буньюэля, Дж. Лоузи, Б. Блие и др. Снялась в фильме Р. Хамдамова "Анна Карамазофф". В 1976 поставила картину "Люмьер".
МОРО (Moro) Альдо (1916-78) — премьер-министр Италии в 1963-68, 1974-76. Лидер левоцентристского крыла итальянской Христианско-демократической партии. Неоднократно (с 1948) министр. Убит террористами.
МОРО (от исп. moro — мавр) — группа народов (сулу, самаль, магинданао, маранао, яканы и др.) на юге Филиппин. 1,97 млн. человек (1992). Языки индонезийской группы. Верующие — мусульмане-сунниты.

Советская историческая энциклопедия:

(от исп. moro — мавр) — группа народов сулу, самаль, магинданао, ланао (маронао), яканы и др. архипелага Сулу и о-вов Минданао, Палаван, Басилан (Филиппины). Общая числ. — св. 1120 т. ч. (1961). Языки М. относятся к сев. ветви индонезийской группы малайско- полинезийской семьи, они близки языкам висайя и горных народов о. Минданао. Религия — ислам. В 15 в. у М. возникли султанаты Сулу и Магинданао. Они позже других филиппинцев (в кон. 19 в.) были подчинены испанцам. Занимаются земледелием, а сулу и рыболовством, издавна развиты ремесла, мореходство и торговля. По осн. элементам культуры близки малайским народам Индонезии и Малайи. В культуре и языке значительно араб. влияние.
Лит.: Барышникова О. Г., Филиппины. Экономико-географич. характеристика, М., 1960; Левтонова Ю., Как живут моро?, "Совр. Восток", 1958, No 10; Saleeby N. M., Studies in Moro history. Law and religion, Manila, 1905.
=====
M. Г. Журавлева. Москва.

Энциклопедия литературных героев:

МОРО (англ. Могеаи) — герой романа Г.Уэллса «Остров доктора Моро» (1896). Молодой биолог Эдуард Преждик после кораблекрушения подобран шхуной, идущей на неизвестный доселе необитаемый остров. Шхуна заполнена животными, которые скоро поступят в распоряжение знаменитого вивисектора доктора М., который превращает зверей в некое подобие людей, сохраняющих, однако, многие звериные повадки.
Опыты М. отличаются невероятной жестокостью. Каждая его операция — это истязание, отчасти сознательное: М. верит в цивилизующую роль страдания. Дикие многочасовые крики оперируемых животных, а потом столь же страдальческие человеческие вопли не производят на М. ни малейшего впечатления. Он абсолютно бесстрастен и нечувствителен к чужому страданию. «Изучение природы делает человека в конце концов таким же безжалостным, как и сама природа», — говорит автор устами М. Операционная М. именуется «Дом страдания».
Философскую основу «Острова доктора Моро» составляет учение о двух идущих в мире процессах — «космическом» (т.е. обусловленном слепой природой) и «этическом», продиктованном человеческой волей. Следуя этой теории, Уэллс показывает, что уродливое подобие человеческого общества, сложившееся на острове, обречено на гибель — оно подчинено «космическому», а не «этическому» процессу. Через образ М. Уэллс стремится убедить, что развитие цивилизации шло кровавыми путями и нет никакой уверенности, что оно примет иное направление. Человеку и человечеству не раз еще придется возвращаться в «Дом страданий».
В романе Уэллса, близком жанру «робинзонады», сильны сатирические черты. Зверей-людей пытаются научить «закону». Для Уэллса — это форма социального гипноза. Что же касается М., то он предстает в роли Творца, создавшего эти несовершенные существа и пытающегося убедить их, что они настоящие люди. И тем не менее при первом же импульсе люди-звери возвращаются к животному состоянию.
«Остров доктора Моро» был плохо встречен современной Уэллсу критикой, но спустя годы оценен как одно из классических произведений научной фантастики. Роман экранизирован в Голливуде (1977), в главных ролях снялись Б.Ланкастер и М.Йорк.
Лит.: Завадовский М.М. Предисловие
//Уэллс Г. Остров доктора Моро. М., 1930.
Ю.И.Кагарлицкий

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
моро, нескл., мн., ед. м. и ж. (группа народов)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

I
(Moreau) — три современных франц. художника: 1) Адриен М., живописец-жанрист, родом из Труа, ученик Пильса в Париже. В числе его картин, сочиненных почти всегда с большим умом и вкусом, полных жизни и юмора, блестящим по краскам, главные: "Под кустом", "Цыгане в Гранаде", "Средневековая ярмарка" и "Литературное чтение у кардинала Ришелье". 2) Гюстав М. (род. в 1826 г.) — исторический живописец, ученик Париж. училища изящн. искусств и Пико. Первые значительные его картины: "Бегство Дария после битвы при Арбелах" и колоссальная "Сцена на тему Песни Песней Соломона" явились в парижском салоне 1853 г. Еще больший успех, чем они, имели в публике его "Минотавр в Критском лабиринте", выставленный в 1855 г., и "Эдип и Сфинкс" в 1864 г. — быть может, самое лучшее из всех произведений этого художника. Между следовавшими за тем его картинами, по большей части на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты, свидетельствующими о нем как о талантливом идеалисте, нередко вдающемся, однако, в странности, важнейшими считаются: "Ясон", "Юноша и Смерть" (аллегория), "Орест, растерзываемый менадами" (1866 г.; в Люксанбургской галерее в Париже), "Конь Диомеда", "Прометей", "Юпитер и Европа", "Геркулес и Лернейская гидра", "Саломея", "Иаков и ангел", "Давид", "Младенец Моисей на Ниле", "Фаэтон" и "Галатея и Елена" (1880 г.). 3) Матюрен Ж (род. в 1822 г.) — скульптор, первоначальное художественное образование получил в Дижоне, под руководством своего отца, также скульптора, а потом учился у Кл. Рамея и А. А. Дюмона, в Париже. Пользуется заслуженною известностью как исполнитель многих прекрасных идеальных и аллегорических статуй, групп и рельефов, из которых в особенности достойны внимания: "Фея цветов" (1853; бронзовая группа), "Лето" (1855; мрам. статуя), "Спящее дитя" (1857), "Пряха" (1859; бронз, экземпл. в Люксанбургской гал. в Париже), "Studiosa" (1866; мрам. фигура), "Корнелия" (бронз. группа), статуи св. Иеронима и св. Григория Вел. (1865; в црк. Св. Троицы в Париже), группы "Сальтарелла" и "Примавера" (бронз.), рельеф гл. портала парижской церкви св. Августина и несколько кариатид в здании Новой Оперы, в Париже.
А. С—в.
II
(Адриен, дополнение к статье)
(Moreau) — французский живописец: род. в 1843 г.
III
(Гюстав, дополнение к статье)
(Moreau) — французский живописец: ум. в 1898 г.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru