Определение слова «Мавр»

Толковый словарь Ефремовой:

мавр
I м.
см. мавры I 2.
II м.
см. мавры II 2.

Большая советская энциклопедия:

Янка (псевдоним; настоящие фамилия и имя — Федоров Иван Михайлович) [29.4(11.5).1883, Лиепая, — 3.8.1971, Минск], белорусский советский писатель, заслуженный деятель культуры БССР (1968). Член КПСС с 1950. Родился в рабочей семье. Был учителем, после Октябрьской революции 1917 работал в школах Минска. Один из зачинателей белорусской советской литературы для детей. В 1925 опубликовал научно-фантастическую повесть «Человек идёт». Основные произв.: повести «В стране райской птицы» (1926), «Сынводы» (1928), «Полесские робинзоны» (1932), «ТВТ» (1934), роман «Амок» (1929), автобиографическая повесть «Путь из тьмы» (1948). Награжден 3 орденами, а также медалями.
Соч.: Выбраныя творы, Miнск, 1952; Збор твораў, т. 1—2, Miнск, 1960: в русском переводе — Избранное. Повести и рассказы, М.,1958; Путь из тьмы. Полесские робинзоны, Л., 1968.
Лит.: Яфimaва М., Янка Маўр. Жыццё i творчасць, Miнск, 1960; Пicьменнiкi Савецкай Беларусi. Кароткi бiябiблiяграфiчны даведнiк, Miнск, 1970.

Толковый словарь Кузнецова:

МАВР, МАВРЕТАНКА см. 2. Мавры.

Словарь личных имен:

А, муж. Стар. редк.
Отч.: Маврович, Мавровна.
Производные: Мавра; Мавруша; Мавруня.
Происхождение: (Греч. Mauros — мавр. От mauroo — затемнять, лишать блеска.)
Именины: 1 апр., 20 июня, 15 авг., 22 нояб.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Мавр, муж. имя (Маврович, Мавровна)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

араб
имя
мавританец
мондеяр
мориск
негр
эфиоп

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Через нем. Маurе или непосредственно из лат. maurus.

Грамматический словарь Зализняка:

Мавр, мавры, мавра, мавров, мавру, маврам, мавра, мавров, мавром, маврами, мавре, маврах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Rhabanus Maurus, Magnentius, Grabon) — один из великих ученых средних веков (776-856), родом из Майнца, образование получил в Фульдском монастыре, там же сделался схоластиком, т. е. начальником монастырской школы, а потом аббатом, продолжая руководить школой, из которой вышли многие выдающиеся деятели следующего поколения. Успех его преподавания зависел, между прочим, от того, что, не довольствуясь латынью, он обращал внимание и на народный язык и его обработку, о чем свидетельствуют оставшиеся с его именем латинско-немецкий словарь к Библии и гимны на немецком языке. В 847 г. М. был избран архиепископом майнцским. Всех сочинений М. (изданы в "Patrologiae cursus completus" Миня, томы CVII-CX латинской серии; из других изданий лучшее — кельнское) насчитывается до 51. Между ними первое место занимают толкования (commentarii, expositiones, enarrationes) на Св. Писание, имеющие высокую цену особенно в том отношении, что отчасти основаны на древних экзегетах, отцах церкви, а отчасти представляют простой свод их толкований; в последующее время они служили необходимым пособием для всех толкователей Библии и постилляторов, отчасти в подлинном своем виде, отчасти в том сокращении, которое было составлено преемником М. по управлению Фульдским монастырем, Валафридом Страбоном, под именем glossa ordinaria. Затем следуют два сборника проповедей, имевшие для своего и последующего времени значение гомилиариев, т. е. пособий для священников в деле проповеди. Из остальных сочинений М. замечательны: "De clericorum institutione et caeremoniis" (в основу образования М. кладет грамматику и диалектику, которую называет "наукой наук, учащей учить и не только желающей, но и могущей образовывать знающих"); "De disciplina ecclesiae"; "De vitiis et virtutibus" — род этики; "Allegoriae ad universam sacram scripturam" — изложение теории толкования Св. Писания; поэма в стихах — "De fide catholica"; несколько церковных гимнов, в числе которых приписывается М. особенно известный в католической церкви гимн "Veni, creator spiritus". Из его сочинений общенаучного содержания известны: "De universo" (род энциклопедии тогдашних реальных знаний), "De inventione linguarum", "De arte grammatica", "De magicis artibus". В последнем он обнаруживает критицизм, редкий и неожиданный для того времени: многое в так наз. магии объясняя субъективными иллюзиями, он думает, между прочим, что и тень Самуила, явившаяся Саулу по призыву аэндорской волшебницы, на самом деле не являлась, а только казалась являвшейся. В Ратбертовском споре о претвореннии в евхаристии хлеба и вина в тело и кровь Христовы М. выразил мнение, что следует различать таинство (sacramentum) и силу таинства (virtus sacramenti); только в силу последней душа, приемля слово Божие с верой, превращает хлеб и вино в тело и кровь Христовы. В т. наз. Готшалькском споре М. осудил неправильное мнение своего бывшего ученика по фульдской школе, Готшалька, о предопределении злых не только к погибели (ad peritum), но и ко греху (ad peccatum). В политической истории М. известен как примиритель споривших между собой членов королевского франкского дома. См. Р. Kunstmann, "Rhabanus Murus" (Майнц, 1841).
Н. Б-в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru