Определение слова «Либельт»

Большая советская энциклопедия:

Либельт
(Libelt)
Кароль (18.4.1807, Познань, — 6.6.1875, Брдув, близ Познани), польский общественный деятель, философ. Учился в Берлине и Париже. Преподавал в Познани. Участник Польского восстания 1830—31 (См. Польское восстание 1830-31). В 1839 вошёл в первый Познанский национальный комитет, выступивший за подготовку к общепольскому восстанию. В 1846 был арестован, освобожден в результате Мартовского восстания 1848 в Пруссии. Стал руководителем Национального комитета, соглашательская политика которого способствовала поражению Познанского восстания 1848 (См. Познанское восстание 1848). В 1848—50 входил в либеральную Польскую лигу, фактически отказался от национально-освободительной борьбы. Л. принадлежал к «национальным философам» — мессианистам. По Л., функция разума — негативная, она состоит в опровержении ложного; истинное же постигается путём интуиции и воображения; существует некая сверхрациональная способность постижения истины, свойственная исключительно слав. народам, особенно полякам. Л. сформулировал «десять заповедей славянской философии» как «философии действия».
Соч.: Pisma pomniejsze, t. 1—6, Pozna, 1849—51; Dziea. Filozofia i krytyka, 2 wyd., t. 1—6, Pozna, 1874—75; Samowadztwo rozumu i Objawy filozofii sowiaskiej..., [Warsz.], 1967.
Лит.: Szuman H., Rys ycia i dziaalnoci K. Libelta, Pozna, 1876; Hahn W., K. Libelt, Lww, 1907; Sobeski: Metafizyka Libelta, Pozna, 1916; Morawski S., Poglady estetyczne K. Libelta, в сборнике: Materiay do studiw i dyskusji..., № 7/8, Warsz., 1951.
И. С. Мюллер, Б. Э. Быковский.

Советская историческая энциклопедия:

(Libelt), Кароль (8.IV.1807 — 9.VI.1875) — польский общественный деятель и философ. Участник польского восстания 1830-31. В 1839 вошел в первый Познаньский национальный комитет, готовивший общественное мнение к общепольскому восстанию; примыкал к умеренным. В 1846 арестован, освобожден в результате Мартовского восстания 1848 в Пруссии. Стал руководителем Нац. комитета, соглашательская политика которого способствовала поражению Познаньского восстания 1848, затем примкнул к либеральной "Польской лиге" (1848-50), отказавшись фактически от национально-освободительной борьбы. Как философ стоял на правогегельянских позициях, провозглашал тезис о "свойственном славянам иррационализме", был одним из выразителей польского мессианизма.
Лит.: Historia Polski, t. 2, cz. 3, Warsz., 1959, rozdz. 6, 7, 13.
=====
И. С. Миллер. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Карл Libelt, 1807-1875) — польский философ, родом из Познани; участвовал в восстании 1831 г., сидел несколько времени в прусской тюрьме, с 1846 по 1848 г. опять содержался под стражей вследствие участия в движении 1846 г.; в 1848 г. председательствовал в польском отделении пражского славянского конгресса; позже был членом прусской палаты депутатов. Л., сначала подчинявшийся влиянию Гегеля, потом отступил от него в мечтах о создании новой "славянской философии". В сочинении "Filozophia i Kritika" (1845; род критического введения в философию) Л. исходит из мысли о несостоятельности разума для решения вопросов о личности и бессмертии души. Идеализм, основанный на разуме, во всех системах, с Декарта до Гегеля, приводил лишь к подрыву основ религии и национальности. Необходима поэтому новая, основанная на совершенно новом принципе, философия, которая может возникнуть лишь среди новых условий, а, следовательно, только у нового народа. Это — философия образов и действий в отличие от устаревшей философии разума и абстрактной мысли. Такой новой философии соответствуют свойственные славянскому племени простота, естественность и "пластический" взгляд на мир. Результаты, к которым должна привести славянская философия, Л. заранее изложил в "десяти заповедях": 1) в основу философии кладется единство видимого мира с невидимым; 2) она признает возможность познания истины силою непосредственной связи с предвечным духом; 3) проявления духа должны быть воображаемы, его следует понимать как личность; 4) существо духа есть действие, жизнь, реальность; 5) нет дуализма света и мрака, добра и зла; счастье человечества — реализация красоты, истины и добра; 6) материальные блага даются человеку Богом как бы в "ленное владение"; 7) представители одного народа все равны, воплощая в себе единую божественную мысль, которая, однако, различно реализуется на разных ступенях общественной иерархии; 8) власть есть божественная мысль, олицетворенная для того, чтобы она могла реализоваться; 9) славянская религия — христианство, но она прогрессирует и не совпадает с окаменелым католицизмом; 10) наука должна быть народною, единиться с присущею народу божественной мыслью и развивать ее. Продолжением этого труда служит "System umnitwa, czyli filozofii umysowej" (Познань, 1850; 2 изд. 1857). Здесь Л. делит философию как науку о реальности на философию мысли и разума, философию воображения и ума и философию воли и действия, ставя своей задачей лишь разработку второй из них. Из понятия "воображение" он выводит 3 основных умственных силы: 1) ображение (obrania) — абсолютная сила "ума" в Боге, 2) воображение (wyobrania) — относительная его сила в человеке и 3) преображение (przeobrania) — его сила объективная, как перемена форм во вселенной. Далее развита эта система в "Эстетике" ("Estetyka, czyli umnitwo pikne", I, Познань, 1849; II-III, СПб., 1854), в которой Л. определяет искусство как "излияние наружу идеала или божественной мысли" и относит к нему чуть не все проявления духовной жизни человечества. — Своеобразная система Л. не имеет большого научного интереса; но вместе с Иосифом Кремером (1806-1875), также учеником Гегеля, автором соч. "Wyklad systematyczny filozofii" (1849-52) и эстетических "Писем из Кракова" (1843-55; 2 издание, Вильна, 1871), Л. имеет большое значение в новейшей польской литературе содействием облагорожению национальных стремлений польского народа и эстетическому его воспитанию. См. Struve, "Libelt i Kremer" ("Kosy", 1875, №№ 525-528); A. Molicki, "Stanowisko w filozofii Karola Libelta i stosunek jego do innych spczesnych filozofow polskich" (Львов, 1875).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru