Определение слова «квиетизм»

Толковый словарь Ефремовой:

квиетизм
I м.
Религиозно-этическое учение в католицизме XVII в., проповедовавшее идеал смиренного подчинения божественной воле, полное безразличие к собственному спасению.
II м.
Безучастное, пассивное отношение к жизни; непротивление злу.

Толковый словарь Ушакова:

КВИЕТИ́ЗМ, квиетизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. quietus — спокойный) (·книж. ).
1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия.
2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 ·в. (·ист. ).

Большая советская энциклопедия:

Квиетизм
(франц. quitisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой)
религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиционных настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам (См. Иезуиты). Идеи К. были развиты испанским священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель». Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божественную любовь.
Католическая церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церковная комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравственное еретическое учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском Пиетизме 18 в.
Термин «К.» приобрел и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от какой-либо деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность многих восточных религий. В. И. Ленин, находя элементы К. в толстовстве подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 20, с. 104).
Б. Я. Рамм.
Лит.: Scharling С. Е., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.

Словарь по культурологии:

(лат. quietus – спокойный, безмятежный)
религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в ХVII в. внутри католицизма. Перен. – созерцательность, бездейственность.
............
(лат. quietismus от лат. quies — покой; ср. этимологию термина «исихазм»), мистическая доктрина, абсолютизирующая присущее христианству требование предать себя воле Бога и доводящая его до полного отрицания человеческой волевой активности в сфере духовной жизни. К. советует верующему любить Бога «чистой», т. е. абсолютно бескорыстной любовью, понимая это как отказ желать для себя даже духовных благ — сил для морального поведения, спасения души; по логике К., душа должна быть готова с радостью принять даже свое вечное осуждение как еще один акт Божьей воли. Рекомендуется не оглядываться на себя, даже на свои грехи и недостатки (которые К. любит объяснять насилием со стороны бесов); цель — не усовершенствовать, а «уничтожить» свое «я» и через это обрести полный «покой». Как еретическое заострение санкционированных Церковью мистических учений (в случае К. — наследия испанской мистики XVI в.), К. типологически сопоставим с такими ересями, как мессалианство на ранневизантийском Востоке и доктрина «братьев свободного духа» на позднесредневековом Западе; однако его специфика в том, что он связан с религиозным кризисом на пороге Нового времени, с протестом против рассудочной культуры воли, по-своему характерной и для иезуитов и для янсенизма, с тягой к возрождению созерцательности как противовеса раннебуржуазной деловитости.
К. сформировался внутри католицизма и был приведен в систему испанским священником М. Молиносом, издавшим в Риме в 1675 г. книгу «Духовный руководитель»(«Guida spirituale»); ряд его тезисов, в их числе рекомендации «уничтожить» естественные потенции человеческой природы, отказаться от рационального самоанализа, от воли к активному действию, ничего не просить у Бога ни для себя, ни для ближнего, были осуждены в 1687 г. папским декретом. Дальнейшее развитие К. связано с Францией, где его социальным фоном была пассивная оппозиция старой аристократии абсолютизму Людовика XIV. Главным защитником умеренного К. выступал Фенелон, развивавший доктрину о «чистой» любви к Богу, главным противником — Боссюэ, теолог абсолютизма. Предметом острых споров была личность и литературная деятельность плодовитой духовной писательницы Ж. М. Гюйон (1648-1717), заключенной в Бастилию в качестве еретички и противницы государства. Дальнейшее влияние традиции К. имеет место на линии внеконфессиональиой мистики: сочинения Гюйон получили самый широкий резонанс и в немецких пиетистских кружках, и среди мистически настроенных масонов, а в России времен Александра — среди образованных приверженцев т. н. хлыстовства (кружок Е. Ф. Тата-риновой).
Термин «К.» употребляется в расширительном смысле для обозначения всякого религиозно окрашенного настроения, тяготеющего к угашеиию волн и отказу от действия.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Толковый словарь Кузнецова:

квиетизм
КВИЕТИЗМ -а; м. [от лат. quietus — спокойный]
1. Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.
2. Книжн. Безучастное, созерцательное отношение к действительности.
Квиетический (см.).

Малый академический словарь:

квиетизм
-а, м.
1.
Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.
2. книжн.
Безучастное, созерцательное отношение к действительности.
В глубине же души их [Обломовых] коренится одна мечта, один идеал — возможно невозмутимый покой, квиетизм, обломовщина. Добролюбов, Что такое обломовщина?
[От лат. quietus — спокойный]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
квиетизм, -а

Новейший философский словарь:

КВИЕТИЗМ (лат. quietus — спокойный) — неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя — quies (культурно-типологический аналог в рамках православия — более ранний исихазм). Оформляется в 17 в.; основоположник — испанский теолог Мигель де Молинос (ок. 1628-1696), выступивший с проповедью мистического учения, согласно которому единение с Богом возможно как апофеоз безмятежности, проявляющейся в отрешенности души, прошедшей через «акт самоотречения» от всех сует, включая и озабоченность собственным спасением (ср. с требованием «незаинтересованности любви» к Богу, акцентированным в суфизме). Добродетель и конфессиональная вера объявляются «внешними», а потому не имеющими отношения к святости, понимаемой в качестве достигнутого состояния покоя, основой которого является безграничное доверие к Мессии и полное делегирование Христу ответственности за свою судьбу. Развивая традиционные для мистики идеи (постижение Абсолюта на путях любви и непосредственное единение с ним в акте откровения), К. отличается предельной логической последовательностью, доводя характерную для классической мистики презумпцию отрешенности души до нормативного полного безразличия — вплоть до индифиффирентно-го отношения к добру и злу. Согласно концепции К., человек, достигший совершенства «на вершине самоотречения» не подлежит оценке в контексте этических дихотомий (типа дихотомии добродетели и греха), ибо все его поступки и мысли принадлежат и восходят к Богу, в пользу которого он отрекся от своей воли. К. был осужден ортодоксальным католицизмом (особенно иезуитами): Молинос был вынужден отречься от своих взглядов и заточен (1685), а его идеи по 68 пунктам осуждены специальной папской буллой Иннокентия XI «Coelestis Pastor» (1687) как ересь. Однако, книга Молиноса «Духовный путеводитель» (1675) до начала 18 в. была переиздана более 20 раз на различных языках. К. нашел своих пламенных последователей как в Западной Европе (Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон (1651-1715), архиепископ Камбрейский, впавший в опалу за квиетистские взгляды; Ж.М. Гюйон (1648-1717), заключенная в Бастилию за проповедь К. и, в частности, за вывод о равенстве добра и зла как различных проявлений Божественной воли, П.М. Пет-руччи, Ф. Лакомб и др., включая представителей официальных церковных кругов: А.Х. Франк, Д. Арнольд), так и России (распространение в начале 19 в. обер-прокурором Синода князем Голицыным русских переводов классических текстов К., имевших хождение вплоть до официального изъятия в сер. 1840-х). В контексте динамизма культуры Запада (17 в. — заря Нового времени). К. выступил аксиологической альтернативой основополагающим ценностям активизма (ср. общекатолическую концепцию «добрых дел»); задав поведенческую и смысложизненную парадигму покоя, что является максимальным выражением общей тенденции западной мистики к созерцательной сосредоточенности (ср. с культивируемой в восточной мистике, развивающейся в контексте традиционно-консервативной стабильной культуры, нормативно экстатической практики как альтернативы типовым поведенческим парадигмам: пляски дервишей в исламе, предельный ритм раннесуфийских танцев и др.). Выражая искомую для европейской традиции ценность покоя (аксиологический горизонт культуры в контексте приоритетов активизма), К., будучи официально осужден католицизмом, вновь заявил о себе в рамках протестантизма, оказав значительное влияние на лютеранский пиетизм 18 в., и в рамках философской традиции, оказав воздействие на аксиологический строй ряда концепций, начиная с Шопенгауэра.

Большой психологический словарь:

(от лат. quietus — спокойный, бездействующий).
1. Религиозно-этическое учение, проповедовавшее доверие, смирение, покорность, пассивное отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. развивал испанский священник М. Молинос (1628-1696) в своей работе «Духовный руководитель» (1675); объявлены ересью.
2. Безучастное, пассивное отношение к жизни, непротивление, воздержание от активной деятельности. Отчасти К. присущ толстовской проповеди непротивления злу насилием.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(от лат. quies — покой), или молиносизм — мистически-религиозное направление, вызванное в XVII в. испан. проповедником Михаилом Молиносом и долженствовавшее служить противовесом механическому богопочитанию, обрядности и культу добрых дел, в которых иезуиты и доминиканцы видели сущность благочестия и богобоязни. Молинос в своей книге "Guida spirituale" (Рим, 1675) требовал полнейшего пассивного покоя души, в котором она отдавалась бы божественному действию и как бы прекращала свое существование, с любовью умерев в Боге. Несмотря на осуждение Молиноса Римом, книга его была переведена на многие языки и вызвала массу брошюр в том же духе. Во Франции при Людовике XIV К. нашел покровительницу в лице вдовы Гюйон (см.). В сочинении Фенелона "Explication des maximes des Saints sur la vie intrieure" К. представляется добродушною мечтательностью, требующею, прежде всего, так называемой "чистой любви", которая без страха и надежды, без внимания к небу или к аду, с полным самоотрицанием направляется к Богу, потому что Он того желает. Плоть при этом должна быть умерщвлена, всякое доверие к собственным силам уничтожено. Молящийся ничего не желает и ничего не просит, но отдается Богу и удовлетворяется созерцанием его бытия. Раздражение против К. большей части духовенства объяснялось тем, что он делал излишним для спасающегося помощь духовника или проповедника; кроме того, учение квиетистов о "спасении через грехи" и т. п. служило соблазном для публики, фигурируя во многих процессах, напр. в деле Кадьер (см.). О борьбе Боссюэ против К. см. Гюйон. Ср. Нерре, "Geschichte der quietistischen Mystik" (Берл., 1876).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru