Определение слова «ИСИДА»

Большой энциклопедический словарь:

ИСИДА (Изида) — в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.

Большая советская энциклопедия:

Исида
В древнеегипетской мифологии одна из наиболее почитаемых богинь, культ которой впоследствии широко распространился и за пределами Египта (в Малой Азии, Сирии, Греции, Италии, Галлии и др.). Супруга и сестра Осириса, мать Гора, И. считалась олицетворением супружеской верности и материнства. Почиталась также как богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, охранительница умерших, позднее — как богиня мореплавания. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сохранившееся изображение И. с младенцем Гором на руках повлияло на иконографию богоматери.

Богиня Исида. Бронза. 12 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Словарь по культурологии:

Эйитиро Исида (1903-1968)
япон. этнолог и фольклорист, основатель япон. культурной антропологии. В 1924-26 учился на экон. ф-те ун-та в Киото, к-рый был вынужден покинуть из-за левых убеждений и участия в полит. деятельности. В 1937—39 на этнологич. отделении филос. ф-та Венского ун-та изучает этнологию под руководством патеров В. Шмидта и В. Копперса, виднейших представителей венской школы, сторонников Диффузионизма и теории культурных кругов. Проф. Токийского ун-та (1951). В 1955 основывает и возглавляет отделение культурной антропологии и географии человека на пед. ф-те Токийского ун-та. Президент Япон. этнологич. ассоциации (1960) и Япон. этнограф. об-ва (1968). Был членом Амер. антропол. ассоциации, Япон. антропол. об-ва, Япон. социол. ассоциации.
И. проводил полевые исследования среди айнов, в разл. районах Японии и Вост. Азии (среди тунгусов, монголов и др.). На первом этапе научной деятельности И. находился под сильным влиянием своих венских учителей-диффузионистов. Он исследовал особенности япон. культуры как части единого Восточноазиат. культурного ареала, используя культурно-компаративистские методы учения о культурных кругах. Наиболее известно из работ этого периода исследование о каппа — фантастич. существах-вампирах (1948); работа носила сравнит. характер, основывалась на поиске аналогов в мифологиях разл. восточноазиат. народов.
Поздний этап научной деятельности И. связан с попыткой теор. обоснования тесной связи между материалистич. взглядом на историю и об-во и антропол. концепцией культуры в ее понимании неоэволюционистской школой, т.е. с попыткой соединения социальной истории и антропологии. Этот этап отмечен влиянием амер. этнопсихол. школы, хотя И. не вполне принимал ее культурно-релятивистские позиции. И. предложил классификацию евразийских культур и религий; в ее основе мировоззренч. различия между скотоводч. и пастушескими народами пустынно-степного пояса (народы Европы и Бл. Востока) и земледельч. народами юж. и вост. части материка. Религии 1-й группы — иудаизм, христианство, ислам; религии 2-й группы — индуизм, буддизм, даосизм, синтоизм. Осн. мировоззренч. представления пастушеских и скотоводч. народов таковы:
1) мир сотворен;
2) монотеизм, вера в Божественный Абсолют;
3) в мире доминирует рациональность;
4) ”ориентированная на небо идеология”;
5) мужской принцип;
6) нетерпимость;
7) бескомпромиссность, конфронтация.
В мироощущении земледельцев доминируют следующие представления и черты:
1) мир существует как данное;
2) политеизм;
3) иррациональность;
4) “ориентированная на землю идеология”;
5) женский принцип;
6) толерантность;
7) компромисс, адаптация (1965).
В опубликованной посмертно работе “Япон. культура” (1969) И., в противоположность уникалистским концепциям япон. культуры, акцентировал внимание на роли культурных контактов и обмена в становлении культуры своей страны, используя для подтверждения своих мыслей методы междисциплинарного исследования с использованием антропол., археол., лингвистич. и этнологич. данных.
Соч.: Исида Эйитиро дзэнсю (ПСС Эйитиро Исида). Т. 1—8. Токио, 1970—72; Каппа комахики ко (Исследование о каппа). Токио, 1948; Тодзай се (Восток и Запад). Токио, 1965; Нихон бунка рон (Япон. культура). Токио, 1969; The Kappa Legend // Folklore Studies. 1950. N 9; Japanese Culture: A Study of Origins and Characteristics. Tokyo,1974.
M.H. Корнилов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

(греч. Isis) — одна из важнейших богинь др.-егип. пантеона, считалась супругой и сестрой бога царства мертвых Осириса и матерью Гора. В др.-егип. Религ. текстах И. в осн. выступает как богиня плодородия, защитница, спасающая от смерти богов и людей. Культ И. был распространен также и в М. Азии, Сирии, в Др. Греции, Др. Риме. Культ И. и Осириса оказал большое влияние на христианство (напр., изображение И. с младенцем Гором на руках повлияло на иконографию богоматери).
=====
Лит.: Матье М. Э., Др.-егип. мифы, М.-Л., 1956; Kees H., Der Gtterglaube im Altea gypten, 2 Aufl., В., 1956.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Исида, -ы и Изида,

Краткий религиозный словарь:

Богиня в египетской религии. Исида связана с весенним возрождением природы, являясь, по сути, богиней плодородия. Одна из немногих антропоморфных образов египетской религии

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

богиня
богиня-мать
звезда
изида

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru