Определение слова «Иезекииль»

Большой энциклопедический словарь:

ИЕЗЕКИИЛЬ — древнееврейский пророк 7-6 вв. до н. э. Призывал в своих проповедях к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя (в ней видны следы многих редакций).

Большая биографическая энциклопедия:

Иезекииль
древне-еврейский пророк VII—VI вв. до н. э. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя; создана в так называемом вавилонском плену (с 597 до н. э.). В книге содержатся пророчества Иезекииля о наказании Израиля Богом за порочность и беззаконие народа и о грядущем восстановлении Израиля после покаяния в грехах.

Большая советская энциклопедия:

Иезекииль
(около 622 до н. э., Иудейское царство, — год смерти неизвестен)
в иудаизме третий из так называемых «больших пророков» (см. Пророки). В 597 был уведен в Вавилон вместе с другими иудейскими пленниками. В своих проповедях И. призывал к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. И. — автор книги Ветхого завета, носящей его имя, хотя в ней видны и следы значительных редакций.

Советская историческая энциклопедия:

(др.-евр. Иехезкель) — третий из т. н. больших пророков Ветхого завета. Согласно книге Ветхого завета, носящей его имя, происходил из иерусалимского жречества. Ок. 597 до н. э. был уведен в плен вавилонянами вместе с др. представителями иудейской знати. В вавилонском плену выступал с речами, в которых выражал надежду на возрождение Иудеи в виде теократич. гос-ва и восстановление "очищенного" культа Яхве.
=====
Лит.: Крывелев И., Книга о библии, М., 1959, с. 29, 167; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, Tbingen, 1956, S. 443-65.

Словарь личных имен:

Я, муж. Стар. редк.
Отч.: Иезекиилевич, Иезекиилевна.
Происхождение: (Др.-евр. имя Ieezqel — бог даст силу.)
Именины: 3 авг.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя
пророк

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Один из четырех великих пророков Ветх. Завета. Он происходил из священнического рода к за 11 лет до разрушения Иерусалима Навуходоносором уведен был в вавилонский плен, вместе с царем Иехонией и другими знатными лицами. Поселившись в Тель-Авиве, при реке Ховаре, он женился и обзавелся домом, но в пятый год своего плена был призван к пророческому служению, которому и посвятил всю свою последующую жизнь. По древнему преданию, он был убит одним из иудейских князей за изобличение его в идолопоклонстве. Живя в период тягчайших испытаний для народа израильского, он с замирающим сердцем следил за событиями, предшествовавшими падению Иерусалима; предвидя неминуемую гибель города, он подготовлял к ней народ, утешая его, в то же время, надеждой на освобождение из плена и укрепляя веру в Мессию, как истинного сына Давидова. Пророчества И. отличаются богатством таинственных символов и видений. К служению пророческому он призван был видением, в котором предстал перед ним божественный муж, на таинственном престоле, укрепленном на кристаллоподобном своде и поддерживаемом головами четырех крылатых животных. Дар пророчества воспринят был им чрез съедение книжного свитка, на котором значилась надпись: "плач, и стон, и горе". Величественное видение поля с иссохшими костями, восставшими к новой жизни, было наглядным изображением восстановления и освобождения изр. народа. Пророчества И. заканчиваются видением нового храма, нового Иерусалима и нового раздела земли Обетованной. Все эти символы и видения имели в виду пробуждение народа, который или относился равнодушно к простым проповедническим речам, или слушал пророка лишь как "забавного певца с приятным голосом и хорошо играющего музыканта". История жизни И. и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем и занимающей третье место в ряду книг великих пророков. Она состоит из XLVIII глав. Стиль ее чрезвычайно своеобразен. Заметна наклонность подражать Пятикнижию Моисееву (что может служить доказательством глубокого изучения пророком св. Писания), но время брало свое и в его языке весьма чувствителен элемент арамейский, как неизгладимый след влияния вавилонского плена на народ. Подлинность и канонический характер книги никогда не подвергались серьезному отрицанию.
См. соч. Иеронима т. XXV, Феодорита Кирского т. LXXXI и др. (в изд. Миня); Hvernick, "Commentar zu Ezechiel" (1843); Keil, "Der Prophet Ezechiel" (1886); Currey, "Ezechiel, Commentary and critical notes" (Л., 1876); Trochon, "Ezechiel" (1880).
А. Л.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2018