Определение слова «ЭСХИЛ»

Большой энциклопедический словарь:

ЭСХИЛ (ок. 525-456 до н. э.) — древнегреческий поэт-драматург, "отец трагедии". Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой "меры". Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия "Орестея"; "Семеро против Фив"). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей ("Прикованный Прометей")наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Большая биографическая энциклопедия:

Эсхил
(около 525 — 456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Участник греко-персидских войн. Был свидетелем подъёма афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актёра и создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделённый чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Советская историческая энциклопедия:

(Aisxulos) (525-456 до н. э.) — др.-греч. драматич. поэт, родоначальник классич. трагедии. Э. принимал активное участие в политич. жизни Афин, был участником греко-персидских войн (сражался при Марафоне (490), Саламине (480), Платеях (479)). Написал не менее 80 драм (до нас дошли 7 трагедий). Хотя трагедии Э. в большинстве своем написаны на мифологич. темы, они отвечают на вопросы, актуальные для современников Э. Не только общие проблемы человеческой судьбы, родовой и личной ответственности, божеств. возмездия, но и конкретные обществ.-политич. обстоятельства получили в них яркое отражение. Э. — поэт эпохи становления греч. полиса; его творчество пронизано патриотич. и гражд. пафосом. Успешная борьба греков с персами дает Э. повод к прославлению полисного строя греков, афин. демократии, к-рую он противопоставляет вост. деспотизму (трагедия "Персы"). Однако связанный своим происхождением с аристократич. кругами, Э. с неодобрением относился к радикальным тенденциям афин. демократии (защита ареопага в "Эвменидах"). Гуманизм Э. нашел замечательное воплощение в образе Прометея — человеколюбца и богоборца ("Прикованный Прометей"), к-рым восхищался К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 24-25).
=====
Соч.: Texte tabli et traduit par P. Mazon, t. 1-2, 8 tirage, P., 1961-63; Die Fragmente der Tragdien des Aischylos, hrsg. von H. J. Mette, В., 1959; в рус. пер. — Трагедии, M., 1971.
=====
Лит.: Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; Thomson G., Aeschylus and Athen, 3 ed., L., 1966; Rodlecki A. J., The political background of Aeschylean tragedy, Ann Arbor, 1966.
=====
Э. Д. Фролов. Ленинград.

Энциклопедия литературных героев:

ЭСХИЛ (греч. AToxuXoQ — центральный персонаж комедии Аристофана «Лягушки» (405 до н.э.), которая вывела автора «Орестеи» в качестве действующего лица. Бог театра Дионис спускается в преисподнюю за душой лучшего трагика, ибо таковых не осталось больше на земле. Дионис устраивает состязание между Э. и Еврипидом за право первенства в трагедийном искусстве. Э. утверждает необходимость высоких идеалов: «О прекрасном должны мы всегда говорить», «Сама неизбежность нам велит для возвышенных мыслей и дел находить величавые речи». Его театральная система близка Аристофану, но это не мешает комедиографу пародировать многие театральные приемы Э. Признанный лучшим, Э. возвращен богами на землю, а свой престол в царстве мертвых он передает не участвовавшему в состязании Софоклу.
Ю.Л.Г.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru