Определение слова «ЭРИК XIV»

Советская историческая энциклопедия:

(Erik) (13.XII.1533 — 26.11.1577) — швед. король (1560-68). Старший сын Густава I Вазы. Вел политику укрепления королев. власти (т. н. Арборгская конституция, 1561, значительно ограничившая власть герцогов — братьев короля, и др.). В борьбе за Прибалтику вступил в Ливонскую войну 1558-83 (захват Ревеля и всей Эстляндии, 1561), вел Северную семилетнюю войну 1563-70 с Данией. Разносторонне одаренный и образованный (занимался астрономией, историей, математикой, музыкой, воен. теорией и др.), в то же время отличался крайней жестокостью, мнительностью (с сер. 60-х гг. у него проявлялись признаки душевной болезни). В многолетней междоусобной борьбе со своим сводным братом Юханом (герцогом Финляндским) в конце концов потерпел поражение, был низложен риксдагом и пожизненно заточен в темницу; возможно, был отравлен. Судьба Э. XIV нашла отражение в швед. художественной лит-ре (одноименная драма Ю. А. Стриндберга и др.).

Энциклопедия литературных героев:

ЭРИК XIV (шв. Eric XIV) — герой исторических драм шведского драматурга Ю.А.Стриндберга «Густав Васа» и «Эрик XIV» (обе — 1899). Исторический 3.XIV (1533-1568) — сын основателя шведской королевской династии Басов, Густава Васы, правил с 1560 г., был женат на простолюдинке Карин Монсдоттер. В интерпретации Стриндберга Э.- «характер без характера», шведский Гамлет, как определил его автор в «Письмах к Интимному театру». Для Стриндберга Э. прежде всего человек, загубленный фатальной необходимостью править; он пленник своей королевской участи, к которой в отличие, скажем, от своего отца, знаменитого Густава Васы, не призван. Это условие определяет трагическую доминанту образа. Герой непрерывно сопоставляет себя с отцом, который, будучи не слишком высокого роста, видится сыну гигантом, по сравнению с которым сам Э. ничтожен. Недальновидный и непоследовательный, капризный правитель, он по-своему обаятелен. Э. подкупает наивностью, органической детскостью, способностью верить в чудо. Все его живое, трепетное существо противится автоматичному, безличному закону; придворные интриги, игры во власть — не для него. Он гораздо комфортнее чувствует себя в окружении игрушек своих детей... Нуждаясь в других людях, он их боится. Несчастная природа Э., с его одинаковой способностью на добрый и дурной поступок, отталкивает от него и тех, кто ему искренне предан. Он словно призван быть один. Изначальная душевная надломленность, крайне тонкая, даже изысканно-деликатная натура делают этого героя беззащитным. И он сам никого не может защитить. Никому не доверяющий, подозрительный, Э. может показаться безумным, но тем безумием, в котором не просто «есть своя система», но каковое приближает его к ответам на самые сущностные вопросы бытия. «Мы не веруем больше в богов»,- дерзко выкрикивает он, но когда на самом деле утрачивает веру, наступает неизбежный конец. Жизнь без веры, без обязательных «чудес» — жалкий маскарад, участие в котором просто нелепо. Э. исчезает из пьесы «Эрик XIV» (в «Густаве Васе» он, скорее, герой второстепенный), поверженный братьями-соперниками в борьбе за корону. Именно исчезает, потому что финал пьесы (Э. заточен в крепость) проходит без него.
Среди выдающихся создателей образа Э. на сцене — шведские актеры Ульф Альме (1950), Тойво Павло (1956, 1961). На русской сцене — М.Чехов в знаменитой постановке Е.Б.Вахтангова (1921).
Лит.: OHen G. Strindbergs dramatik. Stockholm, 1966. S.142-156.
Т.Н.Суханова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru