Определение слова «Далай-лама»

Толковый словарь Ушакова:

ДАЛА́Й-ЛАМА, далай-ламы, ·муж. (монгольско-тибетск. dalai-blama, ·букв. море-лама, лама с властью, безграничной как море). Верховный глава ламаистской церкви, живущий в Тибете, совмещающий церковную и светскую власть.

Большой энциклопедический словарь:

ДАЛАЙ-ЛАМА (от монг. далай — море (мудрости) и лама)титул (с 16 в.) первосвященника ламаистской церкви в Тибете (происхождение института Далай-ламы относится к нач. 15 в.).

Большая советская энциклопедия:

Далай-лама
[от монг. далай — море (мудрости) и Лама] , титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. Происхождение института Д.-л. относится к началу 15 в., когда в Тибете завершился процесс становления Ламаизма и возникла своеобразная феодально-теократическая форма правления. Одним из догматов ламаизма стал принцип «перевоплощения» души, согласно которому Д.-л. не умирает, а «перевоплощается» в ребёнка, родившегося в момент кончины первосвященника. Согласно этому догмату, Д.-л. избирался по установившемуся ритуалу из тибетских мальчиков, родившихся сразу же после смерти предыдущего Д.-л. Достигавший совершеннолетия Д.-л. становился не только духовным, но и светским правителем Тибета. Однако на деле часто оставался послушным орудием в руках своих наставников — представителей феодально-теократических сил. Титул Д.-л. тибетские первосвященники начали носить с 16 в. Последний (14-й) Д.-л. Лозон-дантзен-джамцонгванг (р. 1935), вступивший сначала на путь сотрудничества с правительством КНР, после вооруженного восстания в Тибете против китайских властей в 1959 эмигрировал в Индию.
Б. П. Гуревич.

Большой словарь иностранных слов:

Далай-ламы, м. [монгольско-тибетск. dalai-blama, букв. море-лама, лама с властью, безграничной, как море]. Верховный глава ламаистской церкви, живущий в Тибете, совмещающий церковную и светскую власть.

Советская историческая энциклопедия:

С 16 в. титул тибетских первосвященников (от монг. далай — море (мудрости) и лама). Возникновение института Д.-л. связано с усилением в Тибете секты Гэлуг-ба, или желтошапошной, основанной Цзонкаба (1357-1419). Первые далай-ламы (до 3-го Д.-л. они еще не носили этого титула) были лишь преемниками Цзонкабы как главы секты Гэлуг-ба. Это были Гэдюн-труп (1391-1474), основавший в 1447 монастырь Трашилхунпо, и Гэдюн-джамцо (1475-1542). Последний был объявлен в конце жизни "перевоплощением" Гэдюн-трупа, одновременно был сформулирован т. н. принцип перевоплощения умершего главы секты Гэлуг-ба в только что родившегося младенца, что обеспечивало преемственность руководства секты, придерживавшейся безбрачия.
=====
Титул Д.-л. главы секты Гэлуг-ба стали носить начиная с 3-го Д.-л. Соднам-джамцо (1543-88), распространявшего буддизм среди монголов и получившего этот титул в 1578 от монг. Алтын-хана. Преемником 4-го Д.-л. Йонтэн-джамцо (1589-1616), монгола по происхождению, стал знаменитый 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо (1617-82). Он силой установил власть секты Гэлуг-ба над всем Тибетом, став фактически не только его духовным, но и светским правителем. 5-й Д.-л. построил дворец Потала в Лхасе, куда перенес резиденцию Д.-л. из монастыря Дрэпунг. Стремясь к обоснованию "божественности" происхождения власти Д.-л., он объявил себя земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. При 5-м Д.-л. возник институт панчен-лам.
=====
Последующими Д.-л. были: 6-й Д.-л. Лобсан-цханг-янг-джамцо (1683-1705?), 7-й — Лобсан-Калсан-джамцо (1708-58), 8-й — Лобсан-джампал-джамцо (1759-1804). 9-й Д.-л. Лобсан-лунгток-джамцо (1805-15), 10-й — Лобсан-цхюлтим-джамцо (1817-1838), 11-й — Лобсан-кхэтруп-джамцо (1838-55) и 12-й — Агван-лобсан-принлэ-джамцо (1856-75) были убиты до достижения совершеннолетия регентами — крупнейшими феодалами, боровшимися за власть. С именем 13-го Д.-л. Агван-лобсан-тубдэн-джамцо (1876-1933) связана история империалистич. экспансии Англии в Тибет. Начав свое правление с борьбы против британских колонизаторов, он изменил затем освободит. движению тибетских патриотов и стал орудием в руках империалистов, добивавшихся отторжения Тибета от Китая. 14-й Д.-л. Лозон-дантзен-джамцо-нгванг (р. 1935) был возведен в сан в то время, когда в Лхасе обострилась борьба господствующей клики феодалов-сепаратистов, подстрекаемых извне, с патриотич. силами тибетского народа. После окончания 2-й мировой войны и начала третьей гражданской революц. войны в Китае реакц. окружение молодого Д.-л. попыталось использовать обстановку для реализации своих сепаратистских планов. Однако победа нар. революции в 1949 и создание КНР сорвали эти планы. Заключенное в мае 1951 между Центр. нар. пр-вом и местными тибетскими властями соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета открыло перед тибетским народом путь к новой жизни. Пр-во КНР, учитывая обстановку и своеобразное положение в Тибете, пошло на ряд уступок тибетским феодалам. Д.-л. был избран в 1954 заместителем председателя Постоянного к-та Всекитайского собрания народных представителей и назначен в 1956 пред. Подготовит. к-та по созданию Тибетского авт. р-на. Однако в марте 1959 реакционные элементы из местных тибетских властей и реакционная клика феодалов подняли мятеж и увезли, как полагают, 14-го Д.-л. за пределы страны. См. также Тибет.
=====
Лит.: О тибетском вопросе. Пекин, 1959; Schulemann C., Die Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz., 1958.
=====
В. А. Богословский, Б. П. Гуревич.
=====
Москва.

Малый академический словарь:

далай-лама
-ы, м.
Верховный правитель Тибета и глава тибетской церкви.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
далай-лама, -ы, м. Д"Аламбер, -а: принцип Д"Аламбера

Толковый словарь Ожегова:

ДАЛАЙ-ЛАМА, ы, м. В Тибете: титул ламаистского первосвященника, а также лицо, имеющее этот титул.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

глава
первосвященник
титул

Грамматический словарь Зализняка:

Далай-лама, далай-ламы, далай-ламы, далай-лам, далай-ламе, далай-ламам, далай-ламу, далай-лам, далай-ламой, далай-ламою, далай-ламами, далай-ламе, далай-ламах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Высшее духовное лицо сев. буддистов, с светскою властью. Лама, слово тибетское, значит "верховный" (старший); далай по-монгольски "великий". Этот термин появился в буддийской иерархии сравнительно недавно. У реформатора новейшего буддизма, Цзонхавы (XV ст.), было 8 учеников, которых считают перерожденцами (хубильганами). От одного из них, Кен-дюн-Чжукба, основателя монастыря Чжамхлюмбу, и пошли Д., в некотором роде живые божества, утвердившиеся в Тибете, в Хлассе. Китайцы из политических расчетов стали покровительствовать Д., а с 1751 г. вверили им светскую власть над всем Тибетом. Д. живет в златоверхом монастыре, выстроенном на холме Будале. По смерти Д. ему сооружается на кровле будалинских палат небольшой храмик с позолоченною крышею, и там ставится золотой обелиск с пеплом умершего. Новый Д. избирается из тех мальчиков, которые родились в момент смерти прежнего. Прежде это совершалось путем гадания, а теперь по жребию, причем руководящую роль играют китайские чиновники; поэтому избранные всегда принадлежат к семействам, преданным Китаю. В доказательство своего достоинства мальчик-перерожденец должен признать какую-нибудь вещь из употреблявшихся прежним Д. Родители избранного мальчика получают пожизненно княжеское достоинство 5-й степени. См. о. Иакинфа, "Описание Тибета" (СПб., 1828); Koppen, "Die Religion des Buddha und ihre Entstehung" (B., 1857-1859); Schlagintweit, "Buddism in Tibet" (Лпц., 1863); Wordworth, "The Church of Thibet and the historical analogies of Budhism and Christianity" (Л., 1877).
Н. Веселовский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru