Определение слова «субдоминанта»

Толковый словарь Ефремовой:

субдоминанта ж.
Четвертая ступень диатонической гаммы и аккорд, построенный на этой ступени; нижняя доминанта.

Толковый словарь Ушакова:

СУБДОМИНА́НТА, субдоминанты, ·жен. (от ·лат. sub-под и dominans-господствующий) (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.

Большой энциклопедический словарь:

СУБДОМИНАНТА — в музыке — одна из трех основных тональных функций. Основа аккордов — IV ступень лада, которая и сама называется субдоминантой; функцию субдоминанты выполняют также аккорды на II и VI ступенях.

Большой словарь иностранных слов:

Субдоминанты, ж. [от латин. sub – под и dominans – господствующий] (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.

Музыкальная энциклопедия:

(от лат. sub — под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) — название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI ступеней. С. обозначается буквой S (этот знак, так же как D и Т, предложен X. Риманом). Значение аккордов С. в тонально- функциональной системе гармонии определяется характером их отношения к аккорду тоники (Т). Осн. тон С. не содержится ни в тонич. трезвучии, ни в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Осн. тон T входит в состав аккорда С. и в оберто-новый ряд от IV ступени гаммы. По Риману, движение гармонии (от Т) к трезвучию С. сходно с переменой центра тяготения (поэтому С. тяготеет в T менее остро, чем D), что вызывает необходимость укрепления данной тональности; отсюда понимание С. как "аккорда конфликта" (Риман). Последующее введение аккорда D восстанавливает остроту тяготения к T и тем самым укрепляет тональность. Оборот S — T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, "заключительности", как оборот D — T (см. Плагальная каденция). Понятие С. и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо ("Новая система теории музыки", 1726, гл. 7), к-рый трактовал S, D и T, как три основания лада (mode): "три фундаментальных звука, к-рые образуют лад", в чём усматривают зачатки функциональной теории гармонич. тональности.
Литература: Rameau J. Ph., Nouveau systиme de musique thйorique..., P., 1726. См. также лит. при статьях Гармония, Гармоническая функция, Звуковая система, Мажоро-минор, Тональность.
Ю. Н. Холопов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
субдоминанта, -ы

Грамматический словарь Зализняка:

Субдоминанта, субдоминанты, субдоминанты, субдоминант, субдоминанте, субдоминантам, субдоминанту, субдоминанты, субдоминантой, субдоминантою, субдоминантами, субдоминанте, субдоминантах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru