Определение слова «Слонимский Ю. И.»

Музыкальная энциклопедия:

Юрий Иосифович (13 (26) III 1902, Петербург — 23 IV 1978, Ленинград) — сов. балетовед, драматург-сценарист. Чл. КПСС с 1944. В 1918 учился в Школе рус. драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петерб. театр. балетного уч-ща А. Н. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). В 1924 окончил юридич. ф-т Петрогр. ун-та. С 1920 начал выступать с докладами о балете. В 1922-24 и 1932-61 науч. сотрудник Ленингр. ин-та истории иск-в (ныне Ленингр. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), консультант ряда спектаклей Ленингр. т-ра оперы и балета и вечеров экспериментальной группы "Молодой балет". Первые рецензии о балетных спектаклях опубликовал в 1919 под псевд. Мамонтов Ю. ("К окончившим Государственное балетное училище", "Бирюч", П., 1919, No 19/20, с. 353-356). Автор св. 400 статей по вопросам теории и практики хореографии. Написал сценарии к ряду балетов, в т. ч. "Ночь перед Рождеством" и "Весенняя сказка" (1937) Асафьева, "Соловей" Крошнера (1939), "Сказка о попе и работнике его Балде" (1940) и "Юность" (1949) Чулаки, "К солнцу" Я. Калниня (1941), "Манон Леско" на музыку Массне (1948), "Семь красавиц" (1952) и "Тропою грома" (1957) Караева, "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1953), "Весенняя гроза" Кабалевского (1957), "Берег надежды" Петрова (1959), "Икар" С М. Слонимского (1965). С 1932 преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще. Вместе с И. И. Соллертинским разработал первые программы по спец. предметам; с А. В. Лопуховым и др. педагогами уч-ща работал над учебником "Основы характерного танца" (М.-Л., 1939); в 1937 вместе с Ф. В. Лопуховым организовал при уч-ще первое в истории балетного т-ра балетмейстерское отделение (читал там курс анализа балетного спектакля). С 1962 профессор балетмейстерского ф-та Ленингр. консерватории.
Редактор книг и автор вступит. статей к ним: "Основы характерного танца" А. В. Лопухова, А. В. Ширяева, А. И. Бочарова (1939), "Воспоминания балетмейстера" А. Глушковского (1940), "Из архива балетмейстера" И. Вильберха (1948), "Письма о танце и балете" Ж. Ж. Новера (пер. с франц., С, 1965), "Против течения. Воспоминания балетмейстера" М. Фокина (1962) и др. Автор предисловия к кн.: "Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи" (1971). Почётный доктор Парижского ун-та танца (1959).
Сочинения: "Жизель", Л., 1926; "Сильфида". (Историко-хореографический очерк), Л., 1927; "Дон Кихот", (Л.), 1934; "Ледяная дева" ("Сольвейг"), Л., 1934, 1936; "Щелкунчик", (Л.), 1934, 1936; "Египетские ночи", "Шопениана", "Карнавал" (краткое либр. и очерк о M. M. Фокине), (Л.), 1935; "Петрушка" (либр., пояснения к постановке и критич. очерк о творчестве Стравинского), Л., 1935 (совм. с М. Друскиным); Мастера балета. К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л, Иванов, М. Петипа, М.-Л., 1937; Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.-Л., 1950; П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958; "Тщетная предосторожность", Л., 1961; "Лебединое озеро" П. Чайковского, Л., 1962; Семь балетных историй, (Л., 1967); В честь танца, М., 1968; "Жизель". Этюды, Л., 1969; Балетные строки Пушкина, Л., 1974; Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; The Bolshoi theatre. Ballet. Notes, M., 1956, под назв. The Bolshoi ballet. Notes, 1963.
Г. Ю. Бродская.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru