Определение слова «СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Большой энциклопедический словарь:

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ — первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687. Первоначальное название — Эллино-греческая академия, преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 — Славяно-латинская академия, с 1775 — Славяно-греко-латинская академия. Центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Советская историческая энциклопедия:

Первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 под назв. Славяно-греко-латинского училища или Эллино-греч. академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации С.-г.-л. а. принадлежит Симеону Полоцкому и его ученику С. Медведеву. Согласно привилегии, пожалованной в 1682, академия ставила целью подготовку образованных людей для гос. и церк. аппарата; ей поручались цензура книг духовного содержания, суд над отступниками от православия. На гос. должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей "благородных"). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а "блюститель" (ректор) — суду патриарха. Руководителями и преподавателями С.-г.-л. а. стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоаникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их рус. ученики, в т. ч. Ф. П. Поликарпов-Орлов и И. С. Головин. В С.-г.-л. а., соединявшей черты высшей и ср. школы, преподавались предметы ср.-век. схоластич. школы: слав., греч. и лат. языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Гл. место занимал греч. язык. После преобразования С.-г.-л. а. С. Яворским (нач. 18 в.) гл. место в преподавании занял лат. язык. В 1687 в ней занималось 28 учеников, в следующем году — 32, позднее — больше. С.-г.-л. а. содействовала распространению общего образования в России. В ней учились мн. представители столичной знати, приказного дьячества (сын дьяка Посольского приказа П. В. Посников, кн. A. Д. Кантемир и др.), а также дети купцов, церковнослужителей и даже кабальных людей. Помимо русских, в ней учились украинцы, белорусы, греки, македонцы, грузины и т. д. Академию окончили М. В. Ломоносов, B. К. Тредиаковский и др. С открытием в 1755 Моск. ун-та значение С.-г.-л. а. упало, а в ее преподавании большое место стало занимать богословие. В 1814 С.-г.-л. а. была преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.
=====
Лит.: Смирнов С. С., История Моск. славяно-греко-лат. академии, М., 1855; Забелин И. Е., Первое водворение в Москве греко-лат. и общей европ. науки, "ЧОИДР", 1886, кн. 4, отд. 1; Галкин A., Академия в Москве в XVII ст., М., 1913.
=====
В. И. Буганов. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Славяно-греко-латинская академия

Новая философская энциклопедия:

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое в России высшее учебное заведение и первый санкционированный государством русский центр философской культуры. Основана в 1687 греками Иоанникием и Софронием Лихудами. Располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.
В истории академии прослеживаются три этапа. Первый этап (1687–1700) – эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления. Второй этап (1700–75) – Славяно-латинская академия. Он связан с приходом в академию П.Роговского, первого русского доктора философии и богословия, и характеризуется значительным влиянием западноевропейских философов – от представителей второй схоластики до Лейбница и X.Вольфа. На третьем этапе преобладающее влияние в академической деятельности вновь получает православие. При первом протекторе академии (с 1701) Стефане Яворском преимущество в преподавании отдается западнорусской философской традиции. Феофилакт Лопатинский (префект академии в 1704–22, ректор с 1706) создает компромиссную систему, соединяющую религиозные и светские воззрения. С курса Лопатинского начинается профессиональное философское образование в России. В нач. 18 в. академия является крупным центром подготовки специалистов в самых различных областях гуманитарного знания. Перед нею ставились следующие задачи: подготовка богословски образованных священников, свободно владеющих древними и новыми языками; обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании; элементарное обучение студентов, переходивших затем на государственную службу. Сословный состав учащихся первоначально не регламентировался. Число учащихся колебалось от 200 до 600.
В академии преподавались языки, поэтика (правила стихосложения и синтаксиса), риторика, история, философия, богословие. Философский курс читался в течение 2 лет (4 семестров). Он включал в себя «диалектику», или «малую логику» (аристотелевская силлогистика), «большую логику» (теория познания, семиотика, принципы научного доказательства), натурфилософию (перипатетическая физика, астрономия, сведения по химии), «пневматику» (психологию), математику и метафизику (учение о принципах бытия, доказательства существования Бога). До сер. 18 в. преподавание велось на латинском языке. Помимо Лихудов и Феофилакта (Лопатинского), философию преподавали Стефан (Прибылович), Феофил (Кролик), Гавриил (Бужинский), Стефан (Калиновский), Кирилл (Флоринский), Владимир Каллиграф, Антоний (Герасимов-Забелин) и др. Философия, преподаванию которой в академии уделялось много внимания, и богословие являлись различными предметами. Однако с открытием в Петербурге Академии наук Московская академия постепенно теряет первостепенное значение, превращается в центр конфессионального (духовного) образования. Этому способствовало также создание Московского университета, а затем (в нач. 19 в.) и др. центров светского образования (Казанского, Харьковского университетов). Третий этап истории академии отмечен переименованием ее в Славяно-греко-латинскую и связан с протекторатом митрополита Московского Платона (Левшина). При нем количество учебных предметов значительно увеличивается, студенты овладевают европейскими языками, учат древнееврейский язык. Философия изучается вольфианская в интерпретации Баумайстера. Среди учеников, помимо М.В.Ломоносова, были такие деятели отечественной культуры, как Ф.П.Поликарпов-Орлов, А.Д.Кантемир, П.В.Постников, Л.Ф.Магницкий, С.П.Крашенинников, С.Г.Забелин, Н.Н.Бантыш-Каменский, Н.Н.Поповский, В.С.Петров, В.Г.Рубан, В.И.Баженов и др. Сохранились рукописные академические курсы, на русский язык переведена «Диалектика» Феофилакта Лопатинского.
Литература:
1. Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855;
2.  Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881;
3. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры 17–18 вв. М., 1990;
4. Панибратцев А.В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть 18 века). М., 1997.
А.В.Панибратцев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru