Определение слова «СИН-(ТЕЛЕСНАЯ) ФОРМА»

Новая философская энциклопедия:

СИН – [телесная] форма (кит, буквально – тело, плоть, фигура) – категория китайской философии. Основные корреляты син – мин («имя/понятие») и шэнь [ШЭНЬ] («дух»). В философском контексте впервые встречается в «Мо-цзы», где сопряжено с понятием «шэн» (жизнь/рождение). В «Чжуан-изы» син толкуется как атрибут «вещи», «уже образованной» и «оформленной» структурообразующим ли-принципом. Совокупность «формы» и «имени» здесь определяется как признак «наличия/ бытия», а «оформленная телесность» (син ти) рождается из «семени» (цзин [ЦЗИН]). В «Си цы чжуанн» (4 в. до н.э.) впервые в качестве онтологических уровней выделены «надформенное» (син эр шан), определяемое как собственно дао [ДАО], и «подформенное» (син эр ся), квалифицируемое как «орудия».
В «Инь Вэнь-цзы» (4 в. до н.э.) корреляция понятий син и мин («имя») обозначает проблему, близкую к проблеме различения понятия и обозначаемой им вещи: «имеющее форму обязательно имеет имя», но «имеющее имя» не всегда обладает «формой». «Оформленные» вещи «утверждают имена», давая им основание, но «поверяются именами», т.е. должны качественно и функционально соответствовать тем понятиям, которыми обозначены. Однако соотношение «имен» и «дел» зеркально противоположно: «имена утверждают дела, дела поверяются именами».
В построениях легистов (см. Легизм [ЛЕГИЗМ]) син истолковывалась как «речи и поступки», «имена» – как социальные роли, прежде всего посты и чины. Государь должен правильно пользоваться наградами и наказаниями, сопоставляя поведение («форму») должностного лица и обязанности, определенные его статусом («именем»). В легистских, раннеконфуцианских и моистских (см. Mo цзя) текстах понятие син заменялось омофоном, имеющим значение «наказание», и проблема син – мин пересекалась с вопросом о соотношении «наказаний» (син) – дисциплинарно-юридической сферы и «благодати/добродетели» (дэ [ДЭ]) – сферы морали.
Начиная с 3 в. до н.э. из философских проблем, затрагивающих категорию син, на первый план выдвипулась проблема соотношения «формы» и «духа» (син – шэнь). Сюнь-цзы [СЮНЬ-ЦЗЫ] сформулировал положение о зависимости психической и духовной сфер от «[телесной] формы»: «форма наличествует – дух рождается». В древнейшем медицинском трактате «Хуанди нэй цзин» («Канон Желтого императора о внутреннем», 3–1 вв. до н.э.) упорядоченность жизни связывается с возможностью «объединить форму и дух», достигая т.о. долголетия. Ван Чун [ВАН ЧУН] полагал, что син невозможна без вселенской субстанции ци-пневмы, в свою очередь без «[телесной] формы» немыслима функция познания: «познающая семенная душа» не может существовать без син, как огонь без топлива. У Сюнь Юэ (2 в.) син вместе с «духом» составляет син – [индивидуальную] природу человека.
В период наиболее жесткой полемики сторонников и противников буддизма ее центром стала проблема соотношения «телесной формы» и «духа». Буддист Хуэйюань (4 – нач. 5 в.), защищая учение о сансаре [САНСАРА], утверждал, что «дух» переносится в «[телесную] форму» как пламя на новую порцию хвороста. Подвергавший буддизм резкой критике конфуцианец Фань Чжэнь (5 – нач. 6 в.) отстаивал положение о н озможности раздельного существования «[телесной] формы» и «духа».
В неоконфуцианстве в целом господствовала идея нерасторжимости «формы» и «духа». Наиболее отчетливо эта проблема была выделена в построениях Чжан Цзая [ЧЖАН ЦЗАЙ]. Отождествляя вещи с «концентрированной [телесной] формой», а «форму» – с «концентрированной пневмой» (ци), он сформулировал положение о «разложении формы и возвращении к истоку», имея в виду утрату «формы» с рассеиванием ци и возвращением ее в исходное субстанциальное состояние «Великой пустоты». Фундаментальное значение в неоконфуцианской философии имела проблема различения «надформенного» (син эр шан) и «подформенного» (син эр ся). Чэн И [ЧЭН И], определяя «пневму» как «подформенное», а дао – как «надформенное», объединял их отождествлением того и другого с космическими началами инь ян [ИНЬ ЯН], т.е. фактически толковал их как разные стадии развертывания универсума. Чжу Си [ЧЖУ СИ] развил эту мысль, квалифицировав «надформенное» дао как синоним структурообразующего ли-принципа, а «подформенные орудия» – как «пневму», имея в виду логическую первичность «принципа», неотделимого от «пневмы». Категория син широко применяется в теории традициционных китайских систем психофизиологического тренинга и боевых искусств.
А.Г.Юркевич

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru