Определение слова «ШТРАУС Э.»

Музыкальная энциклопедия:

(Straub) Эдуард (15 III 1835, Вена — 28 XII 1916, там же) — австр. скрипач, дирижёр и композитор. Сын Иоганна Ш. (отца). Ученик Ф. Амона (скрипка), Г. Прейера и З. Зехтера (гармония и контрапункт). Учился игре на арфе. С 1853 скрипач в оркестре Штраусов.

В 1859 там же дебютировал в качестве дирижёра, с 1865 рук. этого оркестра. Гастролировал с оркестром в разл. странах Европы и Америки, в 1865 и 1894 был с концертами в России (в Петербурге и Павловске; см. Павловский вокзал). В 1901 распустил оркестр. С 1870 управляющий придв. балами в Вене. Автор многочисл. танц. соч., написанных в стиле Иоганна Ш. (сына). Известно св. 300 его танцев. Автор воспоминаний ("Erinnerungen", 1906).
Литература: см. при статье Штраус И. сын.
И. А. Немировская.

Новая философская энциклопедия:

ШТРАУС (Straus) Эрвин (11 октября 1891, Франкфурт-на-Майне – 20 мая 1975, США) – немецкий философ и психиатр феноменологического направления, один из основоположников (наряду с X.Плеснером)«эстезиологии» – психологии и антропологии чувств (ощущений). С 1938 в США. В основном сочинении «О смысле чувств» (Vom Sinn der Sinne, 1935, 2-е изд. 1956) выступил с обоснованием феноменологической психологии и критикой всей картезианской традиции, закрытой, по Штраусу, для понимания специфики «живого», – бихевиоризма [БИХЕВИОРИЗМ]и физиологической психологии 19–20 вв. (кульминация ее – павловское учение об условных рефлексиях) с их «механоморфным» объяснением поведения человека и животных, эпифеноменализма гештальтпсихологии («еще более радикального, чем картезианский»), антропологического солипсизма психоанализа [ПСИХОАНАЛИЗ](«мы», по Штраусу, первичнее «я»). «Объективному» однородному пространству и времени физикалистской психологии Штраус противопоставил качественно неоднородное переживаемое «пространство-время» – «даль» (Ferne) как континуум изменений живого существа в акутальности его становления («даль» обнимает полюсы далекого-близкого, «здесь-там», «теперь-тогда»), Штраус отвергает анатомическую трактовку ощущений (Empfindungen) как «элементов», регистрируемых «внетелесным» субъектом («мыслящей субстанцией» Декарта) и складываемых затем в познавательную «мозаику» восприятия (таковыми они предстают лишь в результате их объективации в восприятии): чувствование-ощущение (Empfinden), данное в единстве со спонтанным движением, есть первичное целостное переживание живого существа в его нераздельной динамической («симпатической») связи с миром. Ощущение объединяет человека с животными («симбиотическое понимание»), мир дан здесь в непосредственной (доязыковой) физиогномике и меняющейся перспективе влекущего-отталкивающего, тогда как в дистанции восприятия человек прорывает «горизонт» ощущения, объективируя последнее в языке. Ощущение и восприятие – не различные функции, но различные способы коммуникации с миром; они соотносятся как слышание и слушание, касание и ощупывание, как крик и слово и т.п. По Штраусу, не ощущение, а восприятие является первичной формой познания: мир предстает здесь как объект наблюдения. Контуры предметности, соотношение аффективного («патического») и «гностического» моментов многообразно меняются с изменениями характера контакта (коммуникации) в различных модальностях ощущения (нейтральное для видения может быть отвратительным для осязания и т.п.). Каждая из модальностей характеризуется специфической формой времени, пространства, спонтанного движения («оптическое пространство» целенаправленного движения и задаваемое ритмическим звучанием «акустическое пространство» танца – ненаправленного движения, обращенного на себя, и т.п.; наряду с «психологией действия» и «физиологией движения» Штраус требует создания «психологии движения»), свободы и зависимости (активность видения и пассивность слышания, боль, загоняющая нас в тело и одновременно отчуждающая нас от него, и т.д.), дистанции (видение как чувство дали и осязание с его отсутствием «там» и непрерывно меняющимся фрагментарным «здесь» в горизонте пустоты), физиогномики, измеряемости, сообщаемости и т.п. «Социальные» возможности различных модальностей – тема «социологии чувств» (интимность осязания; возможность совместной направленности на что-либо в видении; превозмогающая сила звучания, захватывающая огромное множество людей, и т.п.). Единство чувств, проявляющееся, в частности, в синестезии (наличии «соощущений» других модальностей), не может быть выведено ни из внешних «стимулов» (цвет, звук, запах и т.д.), ни из способов их физического воздействия (звуковые, электромагнитные волны), ни из физиологии органов восприятия, оно коренится в единстве переживающего (ощущающего) субъекта и может быть понято, т.о., только психологически. «Даль» как пространственно-временная форма, в которой развертывается ощущение, сама не ощущается, она соотносительна с возможностями движения-чувствования живого существа (различными в зависимости от его позы, состояния, от того, больно оно или здорово и т.п.).
Автор психологических и философско-антропологических работ по проблемам внушения (1925), стыда (1933), прямохождения человека (1949) и др.
Сочинения:
1. Geschehnis und Erlebnis. В., 1930;
2. Psychologie der menschlichen Welt. Gesammelte Schriften. В., 1960.
Литература:
1. Conditio humana. Erwin W.Straus on his 75th birthday, ed. by W.V.Baeyer a. R.M.Griffith. B. – Hdlb. – N. Y., 1966 (библиогр. с. 334–337).
Ю.Н.Попов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru