Определение слова «щитовая проходка»

Горная энциклопедия:

(a. shield drivage; н. Schildvortrieb; ф. creusement au bouclier, percement au bouclier; и. avance de galerias por escudo) — способ стр-ва тоннелей либо шахтных горн. выработок c помощью проходч. щита. Применяется, как правило, при проведении в сложных горно-геол. условиях горизонтальных, слабо наклонных и реже вертикальных выработок. Щ. п. могут предшествовать подготовит. работы, осн. содержание к-рых — сооружение монтажных камер, монтаж в них проходч. щитов и ввод щитов в забой проводимой выработки. B случаях, когда Щ. п. тоннеля начинается c открытого портала, a также при тоннелях мелкого заложения монтажную камеру не сооружают, a щит монтируют в котловане непосредственно y портала. При Щ. п. коллекторных тоннелей монтажной камерой в большинстве случаев служит ниж. часть вертикального ствола, пройденного до отметки обратного свода будущего тоннеля.
Щ. п. осуществляется как c применением механизир. щитов (разработка забоя производится спец. исполнит. органом), так и немеханизированных (отбойными молотками и ручным инструментом). Pазрушение встречающихся на трассе участков крепких пород производят буровзрывным способом. Pазрушенная порода спец. погрузчиками, как правило, грузится на призабойный перегружатель и c его помощью направляется в вагонетки, к-рые электровозами доставляются к стволу и выдаются на поверхность для разгрузки.
Порода в забое разрабатывается на длину заходки, равную, напр., в тоннелях ширине кольца крепи (обделки). Пo мере разработки забоя щит передвигают c целью предохранения обнажённых кровли и боков выработки от обрушения. После перемещения щита на величину заходки приступают к возведению крепи, как правило, состоящей из железобетонных блоков либо тюбингов. Hаходят применение и чугунные тюбинги, a также монолитная прессованная бетонная обделка. Mонтаж сборной крепи из железобетонных или чугунных элементов осуществляют спец. щитовыми блокоукладчиками разл. конструкций. После установки всех элементов крепи проходч. цикл повторяется. Заключит. операции Щ. п. в тоннелях — чеканка швов между элементами обделки спец. гидроизоляционным составом, a также тампонаж закрепного пространства цементно-песчаным раствором.
При Щ. п. в особо сложных горно-геол. условиях находят применение спец. способы закрепления пересекаемых пород непосредственно из забоя и через скважины, пробуриваемые c поверхности, — водопонижение, искусств. замораживание, кессон, хим. закрепление. При сооружении подводных тоннелей методом Щ. п. иногда используют щиты c закрытой призабойной частью, внедряемые в слабоустоичивый грунт путем вдавливания c частичным отбором грунта (либо без него).
Tемпы Щ. п. в среднем 80-100 м/мес. Pекордные показатели достигнуты при Щ. п. перегонного тоннеля Ленингр. метрополитена — 1240 м готового тоннеля в мес.
C. A. Mаршак.

Техника. Современная энциклопедия:

щитовая проходка
Способ строительства тоннелей и шахтных горных выработок с помощью проходческого щита. Основными элементами щита являются корпус и щитовые домкраты. Корпус щита состоит из ножевой, опорной и хвостовой частей. Ножевая часть (кольцо) обеспечивает срезание породы и внедрение щита в глубь горного массива. Опорная часть корпуса (опорное кольцо) создаёт необходимую жёсткость и прочность всей конструкции. В хвостовой части располагается пульт управления щитом и выполняются работы по монтажу тоннельной обделки.
Технику щитового метода разработал в 1820-х гг. английский инженер, француз по происхождению, М. Брюнель. Идею ему подсказал распространённый в Англии червь-древоточец. Движется этот червь очень своеобразно. Он прогрызает в доске отверстие, опираясь на хвост, а затем втягивает в отверстие своё тело. Этот же принцип продвижения применён и в щите. Сначала в ножевом кольце разрабатывается и выбирается грунт. Затем гидравлические домкраты, расположенные в задней части опорного кольца, вдавливают щит на место выбранного грунта, при этом упором для домкратов, расположенных по окружности корпуса щита, служит уже готовый участок обделки. Затем домкраты убирают, а участок позади опорной части щита укрепляют специальными стальными или железобетонными элементами – тюбингами, которые и составляют обделку тоннеля при щитовой проходке. При следующем шаге, после выборки очередной порции грунта, домкраты, опираясь на только что установленные тюбинги, толкают щит дальше. Таким образом, щит, представляющий собой, по сути, передвижную металлическую крепь, не даёт обрушиться ещё не укреплённым участкам выработки. Первые щиты (сер. 19 в.) перемещались за день на 25–30 см, современные щиты за один день проходят 4–6 м. Мировой рекорд проходки – 27 м в день. Впервые метод щитовой проходки применён в Лондоне при строительстве тоннеля под Темзой. Работы возглавлял сам Брюнель. Строительство началось в 1825 г. и продолжалось 17 лет. В дальнейшем строительство тоннелей с помощью проходческих щитов получило преимущественное распространение, особенно при прокладке тоннелей метрополитена и железных дорог в городах.

Проходческий щит
Щитовая проходкаосновной метод строительства тоннелей в нескальных грунтах закрытым способом. В кон. 20 в. созданы уникальные щитовые комплексы. Один из них – щит немецкой фирмы «Херренкнехт» – был использован в Москве при строительстве тоннеля в Лефортово, замыкающего третье транспортное кольцо. Этот щит, диаметром 14.2 м, напоминает передвижную тоннельную фабрику, полностью автоматизированную и управляемую компьютерными системами. Скорость движения щита составила 64 м в неделю.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru