Определение слова «САИД АХМАД-ХАН»

Большой энциклопедический словарь:

САИД АХМАД-ХАН (1817-98) — основатель движения мусульманского просветительства в Индии, выступал за обновление ислама. В то же время проповедовал обособленность мусульманской общины.

Большая биографическая энциклопедия:

Саид Ахмад-хан
(1817—1898), основатель движения мусульманского просветительства в Индии, выступал за обновление ислама. Проповедовал обособленность мусульманской общины.

Советская историческая энциклопедия:

(1817-1898) — общественный деятель индийских мусульман, религ. реформатор, основатель движения мусульм. просветительства. Выходец из ортодоксальной мусульм. семьи, принадлежавшей к образованным слоям феод. служилой прослойки. Важнейшими центрами просветительской деятельности С. А.-х. были основанные им (в 1870) еженедельник "Тахзиб ул ахлак" ("Усовершенствование нравственности") и (в 1877) первый мусульм. колледж в Алигархе. Основу просветительской идеологии С. А.-х. составляло прогрессивное для того времени учение о "самопомощи" — служении человека во имя "общественного блага и национальной солидарности".
=====
С. А.-х. выступал против наиболее реакц. феод. институтов, за ознакомление мусульман с передовыми идеями Запада. Он призывал к модернизации ислама. Критикуя отдельные стороны англ. колониальной политики, С. А.-х. в целом, однако, стремился примирить мусульман Индии с англ. властями. В период зарождения и развития общеиндийского нац.-освободит. движения он выдвинул реакционные идеи о неизбежности и необходимости колониального господства для Индии.
=====
С. А.-х. заложил основы мусульм. общинного движения, начав с проповеди сепаратизма мусульман в области просвещения и перейдя затем к проповеди сепаратизма мусульман в области политики, к проповеди обособленности мусульм. общины от остального населения Индии. Внутр. противоречивость идеологии С. А.-х., сочетавшей прогрессивные просветительские черты с реакц. религ.-общинными, отражала двойственное положение мусульм. буржуазии в условиях колониальной Индии и тесную связь формировавшейся мусульм. интеллигенции с классом феодалов.
=====
Соч. на яз. урду: Асбаб-и багават-и хинд, Лахор, (б. г.); Маджму-и лекчурез, Лахор, 1900; Макалат-и сэр Сайид, Алигарх, 1952; Тахзиб ул-ахлак, т. 1-4, Лахор, 1914.
=====
Лит.: Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, с. 116-43; Юревич Л. И., Саид Ахмад-хан и зарождение мусульм. общинного движения в Индии, "Уч. зап. Тихоокеанского ин-та АН СССР", 1949, т. 2; Graham G. F., The life and work of Syed Ahmad Khan, L., 1885.
=====
Л. Р. Полонская. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru