Определение слова «РЮЙСБРУК»

Новая философская энциклопедия:

РЮЙСБРУК Ян ван (Jan van Ruysbroeck, Johannes Ruusbroec) (1293, Рюйсбрук, ок. Брюсселя – 2 декабря 1381, Грунендал, ок. Брюсселя) – фламандский мистик, чье творчество тесно связано с немецкой мистической традицией 14 в. Настоятель общины в Грунендале (с 1343), августинец (с 1350); «восхитительный доктор» (doctor extaticus). Повлиял на формирование идеологии «нового благочестия» (devotio moderna). Несмотря на обвинения в неортодоксальности (напр., Ж.Жерсоном),причислен Римско-католической церковью к лику блаженных в 1908.
Согласно Рюйсбруку («Царство любящих Бога», «Одеяния духовного брака»), божественная сущность, пребывая в вечном запредельном покое, является вместе с тем сохраняющей силой и целью всего сотворенного. Тварный мир истекает от Бога в процессе творения, имея в Нем вечные архетипы своих форм, в т.ч. и вечный архетип человека, реализуя который тварная душа посредством созерцания возвращается к Творцу. Единство (и отличие как твари от Творца) человеческой души и Бога Рюйсбрук определяет как взаимоотношение любящего и любимого. Благодаря своей чувственной стороне душа живет в теле и во внешнем мире; благодаря разумной – в себе, отрешаясь от внешнего мира; благодаря духовной – выше себя, в Боге. Последняя сторона души есть зеркало, содержащее в себе образ Божий, Бога-Сына, Который, присутствуя в каждом человеке всецело и глубоко лично, единит Собою всех людей.
В соответствии с тремя аспектами души мистическая жизнь имеет следующие направления: активное – практика благих дел, необходимая, но недостаточная для очищения души; внутреннееотрешение от внешнего мира, сосредоточение в себе и подчинение Богу всей своей внутренней жизни; созерцательное – выход за пределы себя, умерщвление личностного начала и соединение с Богом в вечной любви, когда дух соединяется с Его сущностной основой, но не утрачивает при этом своей тварной природы. При этом «боговидцы», достигшие этой цели, не освобождаются от совершения благих дел: напротив, необходимость практической любви есть результат их внутренней благости.
Сочинения:
1. Ruusbroec Werke (2. Aufl.), ed. В.Ponkens et al., t. 1–4. Cologne, 1950;
2. Opera omnia, [s. l.], 1988;
3. в рус. пер.: Одеяния духовного брака, [б. м.], 1910.
Литература:
1. d’Asbeck M. La mystique de Ruysbroeck l’Admirable. P., 1928;
2. Fraling B. Der Mensch von dem Geheimnis Gottes. Untersuchungen zur geistlichen Lehre des Jan van Ruysbroeck. Wrzburg, 1967;
3. Hermans F. Ruysbroeck l’admirable et son cole. P., 1958.
..Шишков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru