Определение слова «Рембо»

Большой энциклопедический словарь:

РЕМБО (Rimbaud) Артюр (1854-91) — французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада "Пьяный корабль", 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи "Париж заселяется вновь", "Руки Жанны Мари" (оба 1871). В книгах стихов и прозы "Сквозь ад" (1873) — "Озарения" (издана в 1886) — "разорванность" мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, стал торговым агентом в Эфиопии.

Большая советская энциклопедия:

Рембо
(Rimbaud)
Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, — 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля (См. Банвиль), В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с сарказмом обрушивался на мещанство («Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и др.), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»). Разочарование в правительстве «национальной измены» вызвало у него в начале 1871 кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Р. веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции — «Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (1871). В поэзии Р. развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи т. н. «Зютистского альбома»). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Р.
Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символистский период Р. создал т. н. «Последние стихотворения» (1872) и стихотворения в прозе, т. н. «Озарения» (написаны 1872—73, изд. 1886). Книга «Сквозь ад» (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 в. Со 2-й половины 70-х гг. 19 в. Р. отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 в. вокруг наследия Р. развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтические традиции Р. были восприняты Г. Аполлинером, П. Элюаром, поэтами Сопротивления.
Соч.: uvres, [2 d.], P., [1964]; uvres, P., [1966]; в рус. пер,— Стихотворения, М., 1960; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.
Лит.: Лившиц Б. К., От романтиков до сюрреалистов, Л., [1934]; Балашов Н., Рембо, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в., в кн. Сандрар Б., По всему миру..., М., 1974; Е tiemble R. et GaucIere Y., Rimbaud, P., 1950; Fowlie W., Rimbaud. [A critical study], Ch. — L., [1967]; Gascar P., Rimbaud et la Commune, [P., 1971]; «Europe», 1973, № 529—30 (№ посвящен Рембо).
Н. И. Балашов.

А. Рембо.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru