Определение слова «ПРОДИК»

Новая философская энциклопедия:

ПРОДИК () с Кеоса (ок. 470 – ок. 390 до н.э.) – древнегреческий софист. Бывал в Афинах и встречался с Сократом, что нашло отражение в диалогах Платона («Протагор», «Хармид», «Лахет», «Менон», «Евтидем»). Активно участвовал в политической жизни своего города и выполнял его дипломатические поручения. Космология Продика не была оригинальной: основой мироздания он считал уже ставшие традиционными четыре элемента, добавляя к ним Солнце и Луну. Продаж пытался нарисовать картину первых шагов только что возникшего человечества на пути цивилизации: жизнь сообразно природе сменяется господством закона. Продик сыграл важную роль в становлении древнегреческой науки о языке, добиваясь точного разграничения значений синонимов, и делал попытки этимологических разысканий, он даже давал рекомендации греческим врачам по конкретным вопросам формировавшейся тогда медицинской терминологии. Продик оказал влияние на Антисфена [АНТИСФЕН ИЗ АФИН]из Афин и на стоическую грамматику. Влияние его риторической манеры заметно в речах, которые вложил в уста исторических персонажей Фукидид. Продик предложил рационалистическое объяснение происхождения религии, согласно которому люди сначала почитали благотворные для них Солнце и Луну, реки и источники, огонь и воду, хлеб и вино, а затем олицетворили их в виде соответствующих божеств. Ему принадлежит популярное уже в древности аллегорическое повествование «Геракл на распутье»: Добродетель и Порок в виде женщин соответствующей внешности убеждают юного Геракла избрать их путь, и Геракл выбирает Добродетель (см. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. II I, 21–34). Эту притчу пародирует Аристофан в «Облаках» (889–1104).
Фрагменты и свидетельства:
1. DK II 308–319.
Литература:
1. Mayer H. Prodikos von Keos and die Anfange der Synonymik bei den Griechen. Paderborn, 1915;
2. Alpers I. Hercules in bivio. Gtt., 1912;
3. Fritz K. v. Prodikos (3), RE XXIII, 1 (1957), cols. 85–89;
4. Nestle W. Die Horen des Prodikos. – Sophistik, hrsg. v. С J.Classen. Darmstadt, 1976, S. 425–451;
5. Henrichs A. The Sophists and Hellenistic Religion: Prodicus as Spiritual Father of the Isis Aretalogies. – Harvard Studies in Classical Philology, 1984, 88, p. 139–158;
6. Dumont J.-P. Prodicos: de la mthode au systme. – Positions de la sophistique. Colloque de Cerisy, ed. par B.Cassin. P., 1986, p. 221–232;
7. Untersteiner M. Les Sophistes, t. II. P., 1995, p. 8–38.
См. также лит. к ст. Софисты [СОФИСТЫ].
А.И.Зайцев

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(, Prodicus) из Юлиды на острове Кеосе — греческий софист времен Сократа, ученик Протагора. Еще молодым человеком прибыв в Афины, он остался здесь, по-видимому, на постоянное житье и стал заниматься преподаванием ораторского искусства за деньги; близко сошелся с Сократом, Ксенофонтом, Критием, Фукидидом, Фераменом, Еврипидом, Исократом, и некоторые из них не без основания считаются его учениками. Из речей () П. сохранился в передаче Ксенофонта ("Memorabilia", 2, 1, 21) только небольшой отрывок, содержащий аллегорический рассказ о "Геркулесе на распутье" (так называемый Hercules Prodicius). Здесь изображается раздумье и душевная борьба героя-полубога при выборе между добродетелью и пороком, олицетворенными в виде двух женщин, из которых каждая указывает свой особый путь. Талант П. признавался всеми и ставился современниками высоко; Платон отзывается о нем с удивлением.
Ср. F. G. Welker, "Kl. Schriften" (II изд., 1845); Heinze, "Ueber Prodikos aus Keos" (в "Berichte der Kniglich Schsischen Gesellschaft der Wissenschaften", 1884).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru