Определение слова «привод»

Толковый словарь Ефремовой:

привод
I привод м.
1. Процесс действия по гл. приводить
2. Принудительное доставление кого-либо (обвиняемого, свидетеля, эксперта и т.п.) в случае отказа явиться добровольно.
|| Арест, задержание с доставлением в помещение органов дознания или место предварительного заключения.
II привод, привод м.
Устройство или система устройств для приведения в движение машины или механизма.

Толковый словарь Ушакова:

ПРИ́ВОД, привода, ·муж.
1. Действие по гл. привести в 1 ·знач. — приводить. Привод людей.
| Принудительное доставление кого-нибудь (обвиняемого, свидетеля, эксперта и т.п.) в суд в случае отказа явиться добровольно (юр.). Привод под конвоем. Подвергнуть приводу кого-нибудь. Постановление о приводе.
| Арест, задержание с доставлением в помещение органов дознания или место предварительного заключения (юр.). Хулиган с двумя судимостями и пятью приводами.
2. Механизм для передачи вращательного движения из одного места в другое (тех.). Механический привод называется трансмиссией. Зубчатый привод. Ременный привод. Конный привод (действующий конной тягой).

Большой энциклопедический словарь:

ПРИВОД — устройство для приведения в действие машин. Состоит из двигателя, силовой передачи и системы управления. Различают приводы групповой (для нескольких машин) и индивидуальный.
ПРИВОД — по российскому законодательству принудительное препровождение органами милиции обвиняемого, подсудимого, подозреваемого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, к следователю в случае их неявки без уважительной причины по вызову.

Большая советская энциклопедия:

I
Привод
в советском уголовно-процессуальном праве принудительное доставление органами милиции в суд, к следователю или лицу, производящему дознание, обвиняемого, подсудимого или подозреваемого в случае их неявки по вызову без уважительной причины. П. обвиняемого допускается без предварительного вызова, если он скрывается от следствия, не имеет постоянного места жительства и т.п. П. осуществляется только на основании определения суда, постановления следователя или лица, производящего дознание. Допускается также П. свидетелей, потерпевших и экспертов.
В гражданско-процессуальном праве П. ответчика возможен только в случаях, указанных в законе (например, при истребовании содержания неимущему и нетрудоспособному супругу, по делам о взыскании алиментов (См. Алименты) на содержание детей), а также П. свидетеля, если он не явился по вторичному вызову.
II
Привод
энергосиловое устройство, приводящее в движение машину или механизм. П. состоит обычно из источника энергии, передаточного механизма и аппаратуры управления. Источником энергии служит Двигатель (тепловой, электрический, пневматический, гидравлический и др.) или устройство, отдающее заранее накопленную механическую энергию (пружинный, инерционный, гиревой механизм и др.). В некоторых случаях П. осуществляется за счёт мускульной силы (например, в ручных лебёдках, в некоторых счётных, бытовых и др. механизмах и машинах — арифмометрах, швейных машинах, велосипедах).
По характеру распределения энергии различают групповой, индивидуальный и многодвигательный П. В групповом П. движение от одного двигателя передаётся группе рабочих машин или механизмов через одну или несколько трансмиссий (См. Трансмиссия). Вследствие технического несовершенства групповой П. почти полностью вытеснен индивидуальным П., в котором каждая рабочая машина имеет собственный двигатель с передачей. Такой П. позволяет работать при наиболее выгодной частоте вращения, производить быстрый пуск машины и торможение, осуществлять Реверсирование. В многодвигательном П. отдельные рабочие органы машины приводятся в движение самостоятельным двигателем через свою систему передач. Такой П. позволяет получать компактную конструкцию машины, применять автоматическое управление; он используется в сложных металлорежущих станках, прокатных станах, подъёмно-транспортных машинах и др.
По назначению П. машин разделяют на стационарный, т. е. установленный неподвижно на раме или фундаменте; передвижной, используемый на движущихся рабочих машинах; транспортный, применяемый для различных транспортных средств. В качестве стационарного П. наиболее распространён Электропривод, в котором источником механической энергии является электродвигатель; на передвижных рабочих и транспортных машинах используются главным образом тепловые двигатели с непосредственной механической или электрической передачей. В производстве применяются также Гидропривод машин и пневматический П., в котором энергия вырабатываемого компрессором сжатого воздуха преобразуется в механическую энергию пневмодвигателями.
Развитие различных систем П. связано с созданием и совершенствованием двигателей. Уже первые паровые машины (См. Паровая машина) (Дж. Уатта, И. И. Ползунова и др.) потребовали применения передач и механизмов управления, которые в комплексе с паровым двигателем позволили получить экономичный, постоянно действующий источник механической энергии, не зависящий от природных условий. В процессе дальнейшего развития П. были созданы паровые и гидравлические турбины и двигатели внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания). С конца 19 — начала 20 вв. эти двигатели, объединённые с системами механических передач, стали основным типом П. транспортных и рабочих машин — автомобилей, самолётов, тракторов, экскаваторов и др. В начале 20 в. в П. машин производственного назначения широкое применение получили двигатели электрические (См. Двигатель электрический) (сначала постоянного тока, а затем трёхфазные асинхронные двигатели, имеющие высокий кпд, надёжные в эксплуатации, экономичные). Переход к обслуживанию машин (особенно станков, кузнечно-прессового и др. оборудования) индивидуальным и многодвигательным П. дал возможность располагать рабочие машины в необходимой последовательности и подготовить условия для развития в промышленности массового производства. Объединение электропривода с машиной-орудием позволило создать станки-автоматы, а затем автоматические системы машин (см. Автоматическая линия) и перейти к управлению производством с помощью средств вычислительной техники. Электропривод получил также широкое применение в коммунальном и бытовом обслуживании (швейные, стиральные, кухонные машины, электробритвы и т.д.). В П. транспортных машин ведущая роль сохраняется за двигателями внутреннего сгорания (в автомобилях, тепловозах, теплоходах), газовыми турбинами (в самолётах, газотурбовозах), ядерными силовыми установками (на подводных лодках, ледоколах, военных кораблях). В начале 70-х гг. 20 в. около 80% суммарной мощности всех существующих двигателей приходилось на долю транспортных. Для обеспечения сложных по режиму условий работы используются комбинированные П., например паровые турбины устанавливаются совместно с тепловыми двигателями или газовыми турбинами, гидропривод комбинируется с электроприводом и т.д. (гидроэлектропривод, газотурбогидропривод и др.). Мощность П. определяется возможностями примененного в нём двигателя. Диапазон мощностей П. современных машин очень широк: от десятков Мвт (П. гребных винтов, мощных насосов, вентиляторов аэрогидродинамических труб) до долей вт (микропривод электрических часов).
Использование передаточных механизмов в П. машин обусловлено рядом конструктивно-эксплуатационных факторов: по условиям компоновки, габаритов, техники безопасности двигатель не всегда можно непосредственно соединить с исполнительным механизмом; требуемые скорости машины обычно не совпадают с оптимальной частотой вращения двигателя; в большинстве технологических и транспортных машин необходимо обеспечить регулирование скоростей и возможность работы с большими моментами при малых скоростях (регулирование же скорости двигателя не всегда возможно и экономично); двигатели предназначены главным образом для равномерного вращательного движения, а рабочие органы машин осуществляют часто поступательное, винтовое и др. виды движений, а также движение с заданным законом изменения скоростей и т.д. В П. машин передачи (См. Передача) выполняют с постоянным или регулируемым передаточным отношением (См. Передаточное отношение). Наиболее часто в П. используются: механизмы, сохраняющие постоянное передаточное отношение, — Редукторы и Мультипликаторы (соответственно понижающие и повышающие частоту вращения); коробки передач (См. Коробка передач) (скоростей), позволяющие ступенчато изменять частоту вращения; Вариаторы, обеспечивающие бесступенчатое регулирование числа оборотов и оптимальный скоростной режим; различные открытые передачи (ремённые, цепные, зубчатые и др.). П. механизмов дистанционного управления и контроля (в автомобилях, тракторах, мотоциклах) осуществляется с помощью гибких валов (См. Гибкий вал). Кроме механических передач, в П. машин используются электрические, гидравлические и др. передачи. Применяется также т. н. встроенный привод, целиком смонтированный в рабочем органе машины (электробарабаны ленточных конвейеров и грузоподъёмных машин, приводные ролики роликовых конвейеров, мотор-колёса мощных автомобилей).
Аппаратура управления П. служит для пуска, остановки, изменения направления вращения, регулирования скорости, торможения, защиты двигателей и механизмов машин от перегрузок и повреждений, блокировки отдельных механизмов и т.д.
Системы управления П. могут быть ручными, полуавтоматическими и автоматическими. При ручной системе все операции управления осуществляются аппаратами, непосредственно воздействующими на силовую цепь двигателя (рубильники, контроллеры, реостаты и др.) или на систему его питания, зажигания и т.д. При полуавтоматическом управлении непосредственное воздействие оказывается на специальные командоаппараты (кнопки, педали, командо-контроллеры, путевые и конечные выключатели и др.). Контакты командоаппаратов включены в маломощные вспомогательные цепи реле и контакторов, которые, в свою очередь, переключают силовые цепи двигателей без непосредственного участия человека. При автоматическом управлении начальный импульс для включения П. посылается механическим или электрическим реле или иными аппаратами (датчиками). В дальнейшем автоматическая работа системы поддерживается и контролируется электрическими, механическими, гидравлическими или др. аппаратами (регуляторами, распределителями, фото- и термоэлементами, логическими, программными, телевизионными устройствами и т.д.).
Автоматизация управления П. позволяет осуществлять регулирование скорости при заданной программе в функции пути, времени или нагрузки, регулирование ускорения и замедления, перераспределение нагрузки между П., точную остановку или реверс всех или отдельных П., защиту от перегрузки, разноса, неправильного начального положения и т.п. Применение автоматизации (даже частичной) увеличивает надёжность и точность работы П., повышает производительность машин в целом, позволяет управлять П. на расстоянии. В ряде случаев автоматизация П. диктуется условиями безопасности труда (нежелательностью пребывания людей в токсичной или пыльной среде, при работе с радиоактивными материалами и т.п.). Автоматизация управления П. даёт возможность перейти от индивидуального управления рабочими машинами к автоматическому управлению производственными агрегатами участками, цехами (см. Автоматизация производства).
А. А. Пархоменко.

Толковый словарь Даля:

привод
См. приводить

Толковый словарь Кузнецова:

привод
ПРИВОД, ПРИВОД, -а; м.
1. только: привод. к Привестиприводить (1 зн.). Распорядиться о приводе подсудимых. Ждать привода новых лошадей.
2. Юрид. Принудительное доставление в органы расследования или в суд не явившегося по вызову лица. Подвергнуть свидетеля приводу. // Арест, задержание с доставлением в органы дознания или в место предварительного заключения. Имеет два привода за спекуляцию.
3. только: привод. Техн. Устройство для приведения в действие какой-л. машины или механизма. Электрический п. Пневматический п. Швейная машина с ножным приводом.
Приводной, -ая, -ое (3 зн.). П. ремень. П. вал. П. пресс. П. электродвигатель.

Большой юридический словарь:

Принудительное препровождение (доставление) органами милиции (полиции) обвиняемого, подсудимого, подозреваемого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю в случае их неявки (без уважительной причины) по вызову. производится по мотивированному постановлению (определению) перечисленных лиц, направленному соответствующему органу внутренних дел для исполнения.

Малый академический словарь:

привод
1)
-а, м.
1.
Действие по глаг. привести—приводить (в 1 знач.).
[Председатель] распорядился о приводе подсудимых. Л. Толстой, Воскресение.
2. юр.
Принудительное доставление кого-л. (обвиняемого, свидетеля и т. п.) в органы расследования и суда в случае неявки без уважительных причин.
||
Арест, задержание с доставлением в помещение органов дознания или в место предварительного заключения.
— Знаешь, как это называется, что ты был в милиции? Привод. У тебя уже есть один привод. Панова, Времена года.
2)
и привод, -а, м. тех.
Устройство для приведения в действие какой-л. машины или механизма.
Электрический привод. Пневматический привод.

Кожаные приводы спускались там с потолка от толстого стального стержня --- и приводили в движение сотни две или три станков. Куприн, Молох.
Возле одного окна стояла швейная машина с ножным приводом. Марков, Сибирь.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
привод1, -а (действие)
привод2, -а, мн. -ы, -ов и (в проф. речи) привод, -а, мн. -а, -ов (тех. приспособление)

Толковый словарь Ожегова:

1.
ПРИВОД1, а, м.
1. см. привести.
2. Принудительное доставление в органы дознания или в суд не явившегося по вызову лица, а также временный арест для допроса (офиц.). П. в милицию.
2.
ПРИВОД2, а и ПРИВОД, а, м. Устройство или система устройств для приведения в движение различных машин. Электрический п. Ременный п.
| прил. приводной, ая, ое. П. вал. П. ремень.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru