Определение слова «ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Большой энциклопедический словарь:

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии 1-й трети 20 в., стремившееся рассматривать явления душевной жизни в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно-историческом содержании. Главный представитель — В. Дильтей и Э. Шпрангер, который ввел термин понимающая психология".

Большая советская энциклопедия:

Понимающая психология
Идеалистическое направление в нем. философии и психологии 1-й трети 20 в. Восходит к работам В. Дильтея (См. Дильтей), видевшего в «понимании», интуитивном постижении некоторой духовной целостности, специфический метод «наук о духе» в противоположность внешнему, рассудочному «объяснению» как методу «наук о природе». Согласно Дильтею, должна быть разработана новая, отличная от традиционной «описательная» психология, исходным принципом которой должен стать самый феномен непосредственно переживаемой внутренней связи душевной жизни. Связь эта трактуется Дильтеем как телеологическая, описание её структуры и должно стать предметом П. п. Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввёл термин «П. п.». Принципы П. п. оказали заметное влияние на отдельных представителей Экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гасет), на формирование «понимающей социологии» М. Вебера, а также т. н. герменевтической философии Х. Г. Гадамера и П. Рикёра.
Лит.: Дильтей В., Описательная психология, пер. с нем., М., 1924; Шпрангер Э., Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сборнике: Педология юности, М. — Л.,1931: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Gruble H. W., Verstehende Psychologie, Stuttg., 1948; Spranger Е., Lebensformen, 8 Aufl., Tbingen, 1950, См. также лит. при статьях В. Дильтей, Э. Шпрангер.

Большой психологический словарь:

(нем. Verstehende Psychologie, англ. understanding psychology) — направление в нем. психологии конца XIX — нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.
Идею разработки этого направления выдвинул нем. философ В. Дильтей в своей «описательной» психологии, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе (духе), отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности, Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.
Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин «П. и.» и выделил 6 типов личности или «духовной индивидуальности», в дальнейшем подвергнутых эмпирической проверке в работах Г. Олпорта и др.
Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологический описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендера, Ф. Крюгера и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru