Определение слова «ПЭН»

Большой энциклопедический словарь:

ПЭН — в китайской мифологии волшебная птица огромной величины, поднимающая бурю в море. Произошла из рыбы Кунь.

Словарь технических сокращений:

нефт. подпиточный электронасос
make-up pump

Большая советская энциклопедия:

I
Александр (14.2.1906, Нижнеколымск, ныне Якутской АССР, — апрель 1972, Тель-Авив), израильский поэт. Писал на иврите. До 14 лет жил в Москве. Первые стихи писал по-русски. В 1927 переехал в Палестину. Зачинатель сатирической и политической поэзии в Израиле, переводчик стихов В. В. Маяковского на иврит. С 1948 литературный редактор газеты «Кол гаам». Примыкал к группе А. Шленского (См. Шлёнский) «Кэтувим». Известностью пользуются его стихотворение «Ночи без крыш» (1931), «Против» (1935). П. сочетает лирические традиции Х. Н. Бялика и поэтическое восприятие революции Маяковского. Эмоциональные стихи посвятил П. страданиям узников гетто («Поминальная свеча»).
Соч. : Лэорэх хадэрэх, Тель-Авив, 1956: [Стихи], «Советиш геймланд», 1963, № 4; [Стихи], «Фолксштиме», 1965, № 155; в рус. пер. — [Стихи], в сборнике: Поэты Израиля, М., 1963; Сердце в пути. Стихи, М., 1965.
II
(Paine)
Томас, см. Пейн.
III
Юрий Моисеевич [24.5(5.6).1854, г. Новоалександровск, ныне Зарасай Литовской ССР, — 1.3.1937, Витебск], советский живописец. Учился в петербургской АХ (1881—86) у П. П. Чистякова. С 1891 жил в Витебске, где основал первую в Белоруссии художественную студию (1892—1918); в числе учеников П. — М. З. Шагал, С. Б. Юдовин. В 1890-х — начальник 1900-х гг. создал ряд пейзажей («Улица в Витебске»). В картинах П. правдиво запечатлены быт еврейских бедняков («Развод»), народные типы («Старый солдат», 1902), революционные события 1905 («После забастовки»). После 1917 П. писал произведения о новом быте советских людей («Сапожник-комсомолец», 1925; все упомянутые картины — в Художественном музее БССР, Минск). Для работ П. характерно сочетание портретных и жанровых начал.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. Ю. М. Пэн. «Улица в Витебске».

Ю. М. Пэн. «Старый портной». Художественный музей БССР. Минск.

Советская историческая энциклопедия:

См. Пейн.

Мифологическая энциклопедия:

В древнекитайской мифологии гигантская птица, ее спина простирается на несколько тысяч ли (ли — ок. 0,5 км), крылья П. напоминают нависшие тучи. Сразу П. может пролететь 90 тысяч ли. В книге философа 4 в. до н. э. Чжуан-цзы, где впервые упоминается П., говорится, что некая гигантская рыба кунь (кит?) превращается в птицу и так получается П., который летит в некую местность Наньминь («южный мрак»), т. е. Небесный пруд. Во время ее полета волны в океане вздымаются на 3 тысячи ли. Некоторые древние комментаторы считали, что название «П.» — фонетический вариант птицы (см. ФЭНХУАН). б. р.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Томас Paine) — знаменитый англо-американский публицист (1737 — 1809), родом англичанин; происходил из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он не выучился даже по латыни. В молодости П. служил таможенным чиновником, был за что-то уволен от службы и в 1774 г. очутился в Америке, с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было как раз накануне разрыва Соединенных Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, П., описав самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, уверял, что от него добра не дождешься и советовал американцам объявить себя независимыми. В 1775 г. П., по поручению конгресса, свез в Англию прошение колонистов к королю. Когда прошение осталось без ответа, он возвратился в Америку и издал брошюру "Здравый смысл" (Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона, брошюра П. произвела переворот в умах. Когда состоялась декларация независимости и началась война между Англией и Соединенными Штатами, П. отправился в лагерь Вашингтона и стал издавать газету "Американский Кризис", поддерживая мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи П.: "Настало время испытать силу человеческой души!". Благодаря всему этому, П. сделался самым популярным после Вашингтона человеком в Америке. В 1780 г., когда Чарлстоун был взят английскими войсками, и Вашингтон очутился в самом отчаянном положении, П. предложил устроить для покрытия чрезвычайных военных расходов национальную подписку и первый подписал 500 долларов. В 1781 г. П. был отправлен американским правительством в Париж для заключения займа и выполнил это поручение успешно. По окончании войны П. возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 г. французскую революцию П., наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 г. Борк издал свои "Размышление о французской революции", П. возражал ему обширной брошюрой "Права человека" (The Rights for Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению П., человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Борком, П. горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и делает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры. В мае 1792 г. П. был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. П. не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм в тогдашней молодежи, присяжные признали П. виновным. Не имея возможности засадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было найти ее. Как член конвента, П. был сторонником жирондистов и всегда вотировал вместе с ними. В процессе короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, "как растет общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве". Монтаньяры не могли простить П. его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения П. написал свое некогда знаменитое сочинение: "Век Разума" (The Age of Reason), в котором пытался приложить приемы рационалистической критики к объяснению Библии. В религиозных воззрениях П. был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 г. П. издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политически убеждения. В 1797 г. он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии. В 1804 г. П. отправился в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги П. делу американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, П. жестоко ошибся в своих расчетах. "Век Разума" вооружил против него религиозно настроенное американское общество; поджигаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого и стал искать утешение в вине. Прежняя страсть, ввиду которой M-me Ролан избегала знакомства с ним, проснулась в нем с новой силой. Он умер в Нью-Йорке, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. "Жизнь моя, — писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, — была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя".
П. был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: "Мое отечество там, где свобода", П. сделал такую поправку: "Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее". Слова эти — его лучшая характеристика.
См. Vale, "The Life of Thomas P." (Нью-Йорк, 1842); Moneure Conway, "The Life of P." (Лондон, 1893). Полное собрание сочинений П. ("Writings of Th. P.", collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.
Н. Стороженко.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru