Определение слова «Пфицнер Х. Э.»

Музыкальная энциклопедия:

(Pfitzner) Ханс Эрих (23 IV (5 V) 1869, Москва — 22 V 1949, Зальцбург, похоронен в Вене) — нем. композитор, дирижёр, публицист. Сын скрипача, работавшего в оркестре Большого т-ра в Москве. Учился у своего отца, затем во Франкфурте-яа-Майне (1886-90) у И. Кнорра (композиция) и у Й. Кваста (фп.). Брал уроки у X. Римана в Висбадене. В 1892-93 преподавал в консерватории Кобленца, был капельмейстером в Майнце; в 1897-1907 преподавал композицию в консерватории Штерна в Берлине и был там же театр, капельмейстером (с 1903). В 1908- 1918 гор. музик-директор, директор консерватории, рук. оперного т-ра в Страсбурге. В 1920-29 преподавал композицию в Берлинской академии иск-в. С 1929 жил в Мюнхене, в 1930-34 преподавал композицию в Мюнхенской муз. академии. В 1944 переехал в Австрию. Гастролировал как дирижёр и пианист. Был оперным режиссёром. Почётный доктор философии Страсбургского ун-та (1910), Корол. прусский профессор (1913). Известность композитору принесли его оперы "Бедный Генрих" (пост. 1895, Майнц), "Роза из сада любви" (пост. 1901, Эльберфельд) и особенно муз. легенда "Палестрина" на собств. либретто (пост. 1917, Мюнхен). Тема оперы — трагич. одиночество человека в чуждом ему мире насилия. Это произв., музыка и общая концепция к-рого выдержаны в духе позднего романтизма, — высшее достижение композитора. Эстетич. взгляды и мировоззрение П. были консервативными. В дальнейшем реакц. черты мировоззрения П. всё более усиливались, что привело его к активной поддержке нацистской идеологии. 1930-40-е гг. явились временем духовной и творч. деградации П. В послевоенное время жил в Австрии. В 1954 осн. Об-во X. Пфицнера в Мюнхене. Издал в собств. редакции оперы "Ундина" Гофмана (1906), "Храмовник и еврейка" (1912) и "Вампир" (1924) Маршнера.
Сочинения: оперы — Бедный Генрих (Der arme Heinrich, 1895, Майнц), Роза из сада любви (Die Rose von Liebesgarten, 1901, Эльберфельд), Das Christ-Elflein (1906, Мюнхен), Палестрина (1917, Мюнхен), Сердце (Das Herz, 1931, Мюнхен); для солистов, хора и орк. — О немецкой душе (Von deutscher Seele, романтич. кантата, сл. Й. Эйхендорфа, 1921), Тёмное царство (Das dunkle Reich, хор. фантазия, 1929), Целительный источник (Fons salutifer, 1942), Орфические пра-глаголы (Urworten Orphisch, кантата, сл. И. В. Гёте, 1949, не оконч.); для орк. — 3 симфонии (1932; 1939 — Маленькая симфония; 1940), Фантазия (1947); концерты с орк. — для фп. (1922), для скр. (1923), 2 концерта для влч. (1935, 1944); камерно-инстр. ансамбли — фп. трио (1896), 3 струн. квартета (1903, 1925, 1942), фп. квинтет (1908), фп. секстет (1945); хоры; песни (св. 100); музыка к пьесам — "Праздник в Зольхауге" Ибсена (1890), "Кетхен из Хейльбронна" Клейста (1905).
Литературные сочинения: Gesammelte Schriften, Bd 1-3, Augsburg, 1926-29; Meine Beziehungen zu M. Bruch, Mьnch., 1938; Ьber musikalische Inspiration, В., 1940; Eindrьcke und Bilder meines Lebens, Hamb., 1947; Reden, Schriften, Briefe, В., 1955.
Литература: Cossmann R. N., H. Pfitzner, Mьnch.-Lpz., 1904; Riezler W., H. Pfitzner und die deutsche Bьhne, Mьnch., 1917; Mann Th., Pfitzners "Palestrina", Sonderdruck aus den Betrachtungen eines Unpolitischen, B. 1919; Abendroth W., H. Pfitzner, Mьnch., 1935; Mьller-Blattau J. M., H. Pfitzner, Potsdam, 1940; его же, H. Pfitzner, Fr./M., 1969; Rutz H., H. Pfitzner, W., 1949; Bahle J., Hans Pfitzner und der geniale Mensch, Konstanz, 1949; Rьdiger Ch., H. Pfitzner, Kцln, 1958 (лит.); Schrott L., Die Persцnlichkeit Hans Pfitzners, Z. — Freiburg in Breisgau, 1959; Grоhe H., H. Pfitzner, Verzeichnis sдmtlicher im Druck erschienener Werke, Mьnch., 1960; Henderson D. G., H. Pfitzner, The composer and his instrumental works, Michigan, 1963 (Diss).
О. Т. Леонтьева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru