Определение слова «ПАУЛЬСЕН»

Большой энциклопедический словарь:

ПАУЛЬСЕН (Paulsen) Фридрих (1846-1908) — немецкий философ. Развил пантеистическое учение о мире; сторонник волюнтаризма. Работы по истории педагогики.

Большая советская энциклопедия:

Паульсен
(Paulsen)
Фридрих (16.7.1846, Лангенхорн, Шлезвиг, 14.8.1908, Берлин), немецкий философ-идеалист и педагог. Профессор Берлинского университета (с 1878). В своём пантеистическом учении о мире как обнаружении «единой духовной всежизни», или бога, П. одушевляет природу, видит в ней проявление психической жизни, универсальный принцип которой составляет воля. В этой идеалистической концепции П. примыкает к Волюнтаризму немецких философов А. Шопенгауэра и Г. Фехнера. В этике, в противовес Гедонизму, П. развивает концепцию так называемого энергетизма: счастье человека усматривается в проявлении воли к жизни, в активном обнаружении своей природы, в самом процессе деятельности. Философские взгляды П. были подвергнуты критике В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 335—38). П.— автор истории педагогики.
Соч.: Immanuel Kant, 1924; Philosophia militans, пер. — Основы этики, М. в философию, М., 1908; 1913.
Лит.: Хвостов В. М., Очерк истории этических учений, 2 изд., М., 1913; Speck J., F. Paulsen, Langensalza, 1926; LauIe G., F. Paulsens Pdagogik in ihrer Bedeutung fr die Gegenwart, Bhl/Baden, 1958.
А. П. Огурцов.

Новая философская энциклопедия:

ПАУЛЬСЕН (Paulsen) Фридрих (16 июля 1846, Лангенхорн – 14 августа 1908, Берлин) – немецкий философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Профессор Берлинского университета (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э.Гартманом, В.Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как «постоянно повторяющуюся попытку достигнуть цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей» (Введение в философию. М., 1908, с. 3). Философия должна решать онтологические и космологические проблемы, т.е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую и универсальную систему знаний о мире, он превращал ее в науку наук. «... Все науки – принадлежат философии» (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Свою философию он определял как «идеалистический пантеизм» (там же, с. 242), суть которого заключается в истолковании действительности как обнаружения «единой духовной Всежизни». Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, он видел основу духовного в воле, которая есть первоначальный и постоянный фактор душевной жизни.
В этике Паульсен выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо – сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. Цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как «члена высшего целого – человечества» (Основы этики. М., 1900, с. 276).
Сочинения:
1. Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnistheorie. Lpz., 1875;
2. Kant, Sein Leben und seine Lehre. Stuttg., 1898, в рус. пер.: Педагогика. M., 1913
Литература:
1.  Speck J. F.Paulsen. В., 1929
А.П.Огурцов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru