Определение слова «НАЛБАНДЯН»

Большая советская энциклопедия:

I
Налбандян
Дмитрий Аркадьевич [р. 2 (15).9.1906, Тбилиси], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1953). Член КПСС с 1948. Учился в Тбилисской АХ (1924—1929) у Е. Е. Лансере и Е. Татевосяна. Автор картин на историко-революционные темы, а также портретов и пейзажей. Произведения: «Выступление С. М. Кирова на 17-м съезде партии» (1935, Музеи Московского Кремля); портреты — А. Исаакяна (1940, Картинная галерея Армении, Ереван), И. В. Сталина (1945, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1946); «Власть Советам — мир народам» (с соавторами; 1950, Ульяновский областной художественный музей; Государственная премия СССР, 1951); «Накануне Октябрьской революции» (1970—73, Большой Кремлёвский дворец, Москва). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Лит.: Каталог выставки Д. А. Налбандяна, М., 1968; Лапунова Н., Д. А. Налбандян, М., [1968].

Д. А. Налбандян. «В. И. Ленин на 9-м съезде партии». 1969. Центральный музей Революции СССР. Москва.

Д. А. Налбандян.
II
Налбандян
Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону, — 31.3(12.4).1866, г. Камышин], армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855—58 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858—60 сотрудничал в московском арм. журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»). В годы революционной ситуации в России 1859—61 Н. под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» первым из арм. писателей перешёл на позиции революционного демократизма. В 1860—62 совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Зап. Европы. В Константинополе создал вокруг арм. журнала «Мегу» («Пчела») тайное революционное общество «Партия молодых». В Лондоне сблизился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым (См. Огарёв), М. А. Бакуниным, а также с Н. А. Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания «Что нужно народу?» (программа будущей «Земли и воли» (См. Земля и воля)). В памфлете «Две строки» (1861) провозгласил своё политическое кредопосвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде «Земледелие как верный путь» (1862) Н. подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформ. России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862), судился по «процессу 32-х» (См. Процесс 32-х), в ноябре 1865, больной туберкулёзом, выслан в Камышин.
Н. был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Н. — важный этап в истории арм. общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы арм. народа в России и за рубежом с рус. освободительным движением.
Н. — зачинатель критического реализма в арм. литературе, автор романов «Одному — слово, другому — невесту» (1858), «Вопрошение мёртвых» (1859, неокончен), «Дневник» (1858—60). В крепости создал антирелигиозную поэму «Похождение праотца» (1864, опубликована 1903). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Н., проникнутая пафосом борьбы за свободу. Н. заложил основы арм. реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах: «Слово об армянской письменности» (1854—55, опубликовано 1895), «Критика» (1858), «Национальный театр в Константинополе» (1861) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового арм. литературного языка (ашхарабар) взамен мёртвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и мракобесов. Переводил стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне и др.
Соч. в рус. пер.: Избр. соч., Ер., 1941; Избр. философские и общественно-политические произведения, М., 1954; Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1—2, Ер., 1968—70.
Лит.: Мясникян А. Ф., Избр. произведения, Ер., 1965; Шаумян С., Литературно-критические статьи, 2 изд., М., 1955; Хачатрян А. Б., Мировоззрение М. Л. Налбандяна, «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1962, № 171, с. 3—328; Гуланян Х. Г., Микаэл Налбандян, М., 1955; Даронян С., М. Налбандян, М., 1963; его же, М. Налбандян и русские революционные демократы, М., 1967.
С. К. Даронян.

М. Налбандян.

Советская историческая энциклопедия:

Михаил Лазаревич (2.XI.1829 — 31.IV.1866) — арм. революц. демократ, философ, публицист, поэт, лит. критик. Род. в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна. С 1846 служил секретарем епархиального правления Нахичевани, защищал интересы крестьян и ремесленников, обличал беззакония, за что подвергся гонениям. В 1853 сдал экзамен при Петерб. ун-те и получил должность преподавателя арм. яз. в Лазаревском институте восточных языков в Москве. В 1854 поступил вольнослушателем на мед. ф-т Моск. ун-та. Формировался под влиянием революц. идей В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. В 1858-60 сотрудничал в журн. "Юсисапайл", изд. С. Назаряном. В 1857-62 неоднократно бывал за границей. В Константинополе вокруг арм. журнала "Мегу" создал революц. группу "Партия молодых". Установил связи с Герценом, Дж. Мадзини, возглавил арм. нац.-освободит. движение. За революц. деятельность в 1862 был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Через три года больной туберкулезом был сослан в г. Камышин, где умер.
=====
Жизнь Н. была отдана защите интересов народа и созданию свободной Армении. Большую роль в этом Н. отводил рус. революц. движению. Разоблачая арм. либералов, Н. отрицал возможность прогресса в условиях крепостничества и предсказывал неизбежность революции ("Земледелие как верный путь"). Социализм Н. был утопическим, крестьянским. Он чрезмерно преувеличивал роль просвещения. Н. принадлежит большая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит. движения. Решение нац. вопроса Н. искал в уничтожении социального гнета и победе социалистич. начала, к-рое он связывал с общиной. Ист. концепция Н. нашла отражение в его произв.: "Земледелие как верный путь" (1862), "Мхитар Себастаци и мхитаристы" (1858), "Гегель и его время" (1863, опубл. 1902), "Две строки" (1861), "Иезуиты" (1857), "Письмо Лазаря Парбского" (1868) и др. В понимании истории Н. был идеалистом, хотя в его взглядах имелись отдельные элементы материализма. Н. признавал огромное значение экономич. фактора в жизни об-ва, клас. характер гос-ва, неизбежность социальной борьбы и революции в эксплуататорском об-ве. Мировоззрение и историческая концепция Н. противостояли взглядам арм. клерикальных историков.
=====
Соч.: Полное собр. соч., т. 1-4, Ер., 1940-49; Избр. философ. и обществ.-политич. произв., М., 1954; на арм. яз. — О новом журнале на арм. яз., "Молва", 1857, No 26; Нац. бедствие, Ер., 1939.
=====
Лит.: Даронян С. К., М. Налбандян, М., 1963; Саркисян X. С., М. Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; Иоаннисян А. С., Налбандян и его время, кн. 1-2, Ер., 1955-56 (на арм. яз.); Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.

Новая философская энциклопедия:

НАЛБАНДЯН Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14) ноября 1829, Hop-Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону – 31 марта (12 апреля) 1866, Камышин] – армянский мыслитель, писатель, публицист. В 1855–58 учился на медицинском факультете Московского университета; в дальнейшем сосредоточился на литературной и общественной работе. В 1860–62 посетил Турцию, Индию, Западную Европу, познакомился с А.И.Герценом, Н.П.Огаревым, М.А.Бакуниным; по возвращении в Россию (1862) был арестован, осужден по делу о сношениях с «лондонскими пропагандистами» и после трехлетнего заключения в 1865 сослан в Камышин, где вскоре умер.
Налбандян был сторонником просветительской философии, в которой человек полагается творцом и объектом философии. Философия, по Налбандяну, вытекает из условий жизни и обращается к жизни, учит правильному мышлению, умению видеть и оценивать вещи в их естественном виде, пробуждает «спящих людей», призывает к бодрости, бдительности и деятельности. Она делится на логику, натурфилософию и этику, причем метафизическая часть находится в человеке.
Налбандян – критик всякой умозрительной философии, тем не менее в числе его авторитетов как «бессмертных друзей угнетенного человечества» были Фихте, Кант и Гегель; диалектику Гегеля Налбандян принимал в той форме, в какой ее изложил Чернышевский. Не порывая полностью с религией, ратовал за ее реформирование. Как просветитель Налбандянсторонник европеизации всех сторон жизни Востока, Армении в т.ч. Выступал за развитие понятного народу живого литературного армянского языка, новой армянской литературы, за воспитание нации как «личности народа» с ясными взглядами и воззрениями, за ее приобщение к идеям прогресса и свободы и особенно правосудия как основы жизни нации.
Сочинения:
1. Соч. в 2 т. Ереван, 1968-70.
Литература:
1. Даронян С.К. Микаэл Налбандян. М., 1963;
2. Он же. Налбандян и русские революционные демократы. М., 1967;
3. Хачатурян А.Б. М.Л.Налбандян. М., 1983.
В.Ф.Пустарнаков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru