Определение слова «НАГАРДЖУНА»

Большой энциклопедический словарь:

НАГАРДЖУНА — древнеиндийский философ (ок. 2 в.) — основатель мадхьямики. Главное сочинение — "Мадхьямика-карика", или "Мадхьямика-сутра".

Большая биографическая энциклопедия:

Нагарджуна
древнеиндийский философ около II в., основатель буддийской школы мадхьямика. Назвал своё учение «срединным путём» в согласии с определяющим понятием раннего буддизма. Для Нагарджуны характерно не систематическое изложение собственной концепции, а опровержение существующих (вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным «диалектическим» методом демонстрации абсурдности их логической конструкции. Главное сочинение ? «Мадхьямика-карика», или «Мадхьямика-сутра».

Большая советская энциклопедия:

Нагарджуна
(около 2 в.)
индийский мыслитель, влиянием которого отмечено 2-е пятисотлетие религиозной и философской истории Буддизма. В трактате «Муламадхьямикакарика» [«Изложение (учения) об исконной срединности»] Н. на примере анализа философских учений своего времени дал образцы диалектического метода, который имел теоретико-познавательную направленность. Принципиально отказываясь фиксировать собственную философскую позицию, Н. предложил приёмы негативной критики любых концепций — так называемое шуньяваду, или «учение о пустоте (всех точек зрения)», следуя которому может быть доказана противоречивость категорий и понятий любой философской системы. Согласно Н., каждое утверждение о природе действительности и о существовании объектов опыта или его субъекта является недоказуемым. Основанная Н. школа мадхьямики (См. Мадхьямика) явилась наиболее ранним в истории философии случаем выделения методологии как специального предмета, поскольку в поле её рассмотрения находилась не сама действительность, а разные теории действительности. Диалектическая методология Н. дала мощный толчок философской и научной мысли в Индии. В частности, под её влиянием в математике было впервые определено понятие нуля как разницы точек зрения с абсолютной точки зрения. Методологическая установка Н. получила дальнейшее развитие в так называемых «Праджняпарамитских сутрах» (учение о пустоте как месте, абсолютно свободном от сознания), а заложенные Н. основы релятивистской этики позднее были обстоятельно разработаны в тантризме и дзен-буддизме. Наконец, диалектический метод Н. был извлечён из специфически буддийского контекста и положен в основу систематической философии адвайта-веданты, созданной Шанкарой (См. Шанкара).
Соч.: Mulamadhyaniakakarikas (Madhyamikasutras), St.-Petersbourg, 1903—13 (Bibliotheca Buddhica, v. 4); в рус. пер. — Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904.
Лит.: Walleser М., The life of Nagarjuna, «Asia Major», L., [1923].

Новейший философский словарь:

НАГАРДЖУНА (2 в. н.э.) — индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы мадхьями-ка, «учения о срединности», представитель школы махаяны. В буддизме Н. является Архатом, 14-м Патриархом и считается Бодхисаттвой. Ему воздаются почести как «Второму Будде». Проповедовал в Наланде (Западная Индия). Путешествовал в Китай, много сделал для обращения в буддизм народов этой страны. Н. приписывается около 200 трудов. Основной из них: трактат «Карики срединного учения» (»Mylamadhyma Ka-Karikas») известное как «Сутры Н.» или «Н.-шастра». Основу философии Н. составляет учение о «пус-тотности» (шуньяте), т.е. о нереальности, иллюзорности окружающего мира. Н. выступает с критикой учений вайбха-шики, ньяи, санкхьи и др., используя метод сведения к абсурду философских положений противника. Он показывает односторонность и противоречивость главных категорий философских систем его времени: объекта и субъекта, бытия и небытия, движения и времени и др. Называя свое учение «средним путем», Н. отрицает как тезис, так и антитезис, как единую Субстанцию, так и отдельные драхмы. Указывая на иллюзорность реального мира, Н. развил учение об интуитивном сверхразумном знании, и явился основоположником т.н. буддистского интуитивизма. Н. знаменит своей диалектической тонкостью в метафизических спорах. Диалектика Н. близка диалектике элеатов и скептиков. Если у элеатов Единое постигается разумом, то Н. отвергает роль разума в познании, т.к. разум, по его мнению, приводит к неразрешимым противоречиям. В настоящее время существует целая отрасль буддологии — Нагарджуноведение.

Новая философская энциклопедия:

НАГАРДЖУНА (санскр. Nga-arjuna – Змей-древо) (150 до н.э.– 250) – основоположник мадхьямики [МАДХЬЯМИКА], автор ее базисных текстов. Причислен к просветленным существам, или бодхисаттвам [БОДХИСАТТВА], махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индии, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т.д.
В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором «Мадхьямика-карики»и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаяны. В этих текстах (некоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подходы, в т.ч. и метод негативной диалектики, для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковские учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии во всеобщей относительности и взаимообусловленности независимой сущности, о двух истинах – условной и безусловной, о двух телах Будды, о двоякой практике Просветления – посредством накопления нравственности (пунья) и интуитивно-йогических знаний (джняна) и т.д. Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме.
Литература:
1. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990;
2. Lamotte . Le Trait de la grande vertu de saggesse de Ngrjuna (Mahpra-prami-tashstra), t.1–5. Louvain, 1944–80;
3. Ramanan K.V. Ngrjuna’s Philosophy. Delhi, 1978;
4. Lindtner Ch. Nagarjuniana. Studies in the Writings and Philosophy of Ngrjuna. Cph., 1982;
5. Tola F., Dragonetti C. On Voidness. A study on Buddhist Nigilism. Delhi, 1995.
В.П.Андросов

Теософский словарь:

(Санскр.) Архат, отшельник (уроженец Западной Индии), обращенный в Буддизм Капималой, четырнадцатый Патриарх, теперь считается Бодхисаттвой-Нираманакайей. Он был знаменит своей диалектической тонкостью в метафизических спорах; был первым учителем доктрины Амитабхи и представителем Школы Махаяны. Считая его величайшим философом буддистов, к нему обращались как к "одному из четырех солнц, освещающих мир". Он родился в 223 г. до Р.Х., и, отправившись в Китай после своего обращения, в свою очередь обратил всю эту страну в Буддизм.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru