Определение слова «мюридизм»

Толковый словарь Ефремовой:

мюридизм м.
Мистическое направление в исламе, возникшее среди горцев Северного Кавказа в XIX в. и сочетающее в себе суфизм и учение о джихаде (газавате).

Большая советская энциклопедия:

Мюридизм
(от Мюрид)
условный термин, появившийся в русской литературе во 2-й половине 19 в., для названия национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа в 20—60-х гг. 19 в. (см. Кавказская война 1817-64). Характерным признаком М., являвшегося одним из ответвлений дервишского ордена накшбандийя, было сочетание в нём религиозного учения Суфизма с политическими действиями, выражавшимися в активном участии в «священной войне» — газавате (см. Джихад) против «неверных» (т. е. немусульман) за торжество веры — Ислама. М. возглавляли имамы (Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль, при котором М. получил наиболее широкое распространение) и их Наибы. Идеологами М. были шейх Хаджи-Измаил (из селения Кюрдамир, Ширванская провинция), мулла Мухаммед (из селения Яраг) и Джемал-эддин (из селения Кумух, Центральный Дагестан), тесть Шамиля. Идеология М. придавала религиозную окраску и определённую организованность борьбе раздробленных и разноязычных горцев Кавказа, но вместе с тем она изолировала горцев от др. народов, разжигая фанатическую ненависть к немусульманам, и отвлекала их от решения социальных проблем. М. исчерпал себя с окончательным присоединением Кавказа к России (1864). Идеи М. пытались использовать на Кавказе в 1918—1921 буржуазные националисты и помещичье-клерикальная реакция.
Лит.: Потто В. А., Кавказская война..., т. 5, в. 1, Тифлис, 1889, с. 15—60; Бушуев С. К., О Кавказском мюридизме, «Вопросы истории», 1956, № 12; Фадеев А. В., Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, «История СССР», 1960, № 5; Хашаев Х. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. А., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; История Дагестана, т. 2, М., 1967.
Н. А. Смирнов.

Советская историческая энциклопедия:

Религ.-мистич. течение в исламе, последователи к-рого, известные под именем мюридов, дервишей, суфиев, разделяются на ряд корпораций, братств, общин (см. Дервишские ордена). По учениям и уставам этих корпораций, сложившимся в осн. в 11-14 вв., существует неск. стадий или ступеней постижения мюридами бога, "растворения" в нем, связанных с выполнением требований шариата. М. требует от своих приверженцев безусловного подчинения их духовным наставникам — мюршидам (шейхам, пирам, ишанам, уставам), отказа от проявлений собственной воли, презрения к мирскому, самоуничижения, а также участия в общих радениях.
=====
М. сыграл значит. роль в распространении ислама в Азии и Африке, причем в учениях ряда его орденов (напр., накшбандийя) неоднократно придавалось существ. значение идее "священной войны" за торжество веры — газавату, джихаду. Так это было и на Кавказе, где М. наибольшее распространение получил в 20-е гг. 19 в. С 1824 идеи М. проповедовал мулла Мухаммед из Яраги (Юж. Дагестан). Крупным идеологом М. был также Джемалэддин из Кумуха (Центр. Дагестан), тесть знаменитого впоследствии имама Шамиля. М., под знаменем к-рого сплотились разноязычные горцы, придал религ. окраску и определенную организованность анти- колониальному движению на Кавказе. Но религ. идеология М. изолировала горцев от др. народов, разжигала фанатич. ненависть к немусульманам, втягивала в орбиту влияния панисламистских идей, а главное — отвлекала от социальных проблем. В 1918-21 идеи М. пытались использовать бурж. националисты и помещичье-клерикальная реакция, напр., в Дагестане, во главе с имамом Н. Гоцинским, боровшимся против Сов. власти под флагом "газавата".
=====
Первыми историографами М. были местные клерикальные деятели: Джемалэддин Кумухский, Мугеддин Магометханов и др., соч. к-рых имели преим. апологетич. характер. Рус. ученые А. К. Казем-бек, Н. В. Ханыков и В. В. Бартольд исследовали историч. корни М. Сов. историки сначала несколько преувеличивали значение М. как фактора, объединявшего горцев Кавказа. М. Н. Покровский считал власть мюридистских имамов "чисто демократической". Позднее стал подчеркиваться реакц. характер идеологии М., причем реакционным объявлялось и все движение горцев. В результате проведенной в 1956 дискуссии было признано неправомерным отождествлять социальные мотивы движения и его религ. оболочку, отмечена прогрессивность антиколониальной борьбы кавк. горцев, наряду с реакц. сущностью идеологии М.
=====
Лит.: Джемалэддин Казикумухский, Адабуль-Марзия, в кн.: Сб. сведений о кавказ. горцах, в. 2, Тифлис, 1869; Мугеддин Магомедханов, Истинные и ложные последователи тариката, там же, в. 4, Тифлис, 1870; Казем-бек М. A., Муридизм и Шамиль, "Рус. слово", 1859, кн. 12; Хашаев X. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в.,(М., 1960); его же, Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "ИСССР", 1960, No 5; Климович Л. И., Ислам, M., 1965. См. также лит. к ст. Дервишские ордена, Ислам, Суфизм.
=====
Л. И. Климович, А. В. Фадеев. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мюридизм, -а

Грамматический словарь Зализняка:

Мюридизм, мюридизмы, мюридизма, мюридизмов, мюридизму, мюридизмам, мюридизм, мюридизмы, мюридизмом, мюридизмами, мюридизме, мюридизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru