Определение слова «Мидас»

Большая биографическая энциклопедия:

Мидас
царь Фригии в 738—696 до н. э. Согласно греческому мифу, Мидас был наделён Богом Дионисом способностью обращать в золото всё, к чему бы он ни прикасался. По другому мифу, невежественный и самоуверенный Мидас присудил первенство в музыкальном состязании Аполлона с Паном последнему («мидасов суд» — суд невежды); в наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами («уши Мидаса»).

Большая советская энциклопедия:

Мидас
(греч. Mdas)
царь Фригии в 738—696 до н. э. В ассирийских источниках конца 8 в. до н. э. известен как Мита. Выступил в 717 в коалиции против ассирийского царя Саргона II, но затем был вынужден ему подчиниться (707 до н. э.).
В греческой мифологии существует много легенд о М. — царе Фригии, сыне Гордия (См. Гордий). Согласно одному из древнегреческих мифов, бог Дионис наделил М. способностью обращать в золото всё, к чему бы он ни прикасался; т.к. в золото превращалась даже пища, М. был вынужден освободиться от этого дара, выкупавшись в р. Пактол, ставшей после этого золотоносной. По др. мифу, невежественный и самоуверенный М. присудил первенство Пану в музыкальном состязании последнего с Аполлоном (отсюда выражение «мидасов суд» — суд невежды) и в наказание за это был наделён Аполлоном ослиными ушами, которые тщательно прятал под фригийской шапкой (отсюда выражение «уши Мидаса»).

Толковый словарь Даля:

МИДАС или карета, саженная морская черепаха Chelonia mydas.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством (Herodot. VIII 138). Еще ребенку М. муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство (Цицерон, «О прорицании» I 36). Когда к М. привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису (Ael. Var. hist. Ill 18 со ссылкой на Феопомпа). Вариант: М. сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил (Paus. I 4, 5; Xenoph. Anab. I 2. 13). В награду за освобождение Силена Дионис предложил М. исполнить любое его пожелание. М. пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило М. голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал М. искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а М. избавился от своего дара.М. был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием, Hyg. Fab. 191) и признал Аполлона побежденным. Вариант: судьей был Тмол, который присудил первенство Аполлону, а М. предпочел Пана. За это Аполлон наделил М. ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник М., увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: «У царя Мидаса ослиные уши!»,- и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету (Ovid. Met. XI 85-193). Возможно, М. почитался первоначально как спутник Диониса (или Кибелы, Diod. Ill 58) и миф об ослиных ушах связан с пережитками тотемизма. Вариант мифа о богатстве М. отражает представления греков о золотых сокровищах Малой Азии. М. H. Ботвинник.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — имя многих фригийских царей. Первый М. был сын Гордия и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте. С именем его связаны рассказы о роковом даре, в силу которого все, к чему он прикасался, обращалось в золото, и об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) М. отдал последнему предпочтение перед богом.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru