Определение слова «Медианта»

Большая советская энциклопедия:

Медианта
(от позднелатинского medians, родительный падеж mediantis — находящийся посредине, посредничающий)
в музыке, обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. е. расположенных на III и VI ступенях лада. В более узком смысле М. (или верхняя М.) — название аккорда III ступени (аккорд VI ступени в этом случае называется субмедиантой, то есть нижней М.). Те же термины применяются и для обозначения соответствующих звуков — III и VI ступеней лада. Аккорды М. занимают промежуточное положение между основными: III — между I и V, VI — между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М.: Ill — слабо выраженная доминанта, VI — слабо выраженная субдоминанта; в то же время III и VI могут выполнять некоторые функции тоники. Этим определяется и выразительное значение аккордов М. — смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой.
Ю. Н. Холопов.

Большой словарь иностранных слов:

[<лат. medians (mediantis] разделяющая пополам] – муз. третья и шестая ступень диатонической гаммы (нижняя и верхняя медианта).

Математическая энциклопедия:

Двух дробей a/b и с/d с положительными знаменателями — дробь ( а+с)/(b+d). М. двух дробей заключена между ними, т. е. если , то . Конечная последовательность дробей, каждая промежуточная из к-рых является М. соседних с ней, наз. рядом Фарея. М. двух соседних подходящих дробей разложения действительного числа а в цепную дробь заключена между числом аи подходящей дробью меньшего порядка. Таким образом, если и — подходящие дроби порядков пи n+l разложения числа в цепную дробь, то Лит.:[11 Xинчин А. Я., Цепные дроби, 4 изд., М., 1978. В. И. Нечаев.

Музыкальная энциклопедия:

(франц. mediante, от позднелат. medians, род. падеж mediantis — находящийся посредине, посредничающий).
1) Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. е. III и VI ступеней лада; в более узком смысле М. (или верхняя М.) — назв. аккорда III ступени (VI ступень в этом случае называется субмедиантой, или нижней М.). Аналогич. образом обозначаются и соответствующие звуки — III и VI ступени лада. Гармонич. функция аккордов М. определяется прежде всего их промежуточным положением между осн. аккордами: III -между I и V, VI — между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М.: III — слабо выраженная доминанта, VI — слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III, так и VI могут выполнять нек-рые функции тоники. Отсюда же и выразительное значение аккордов М. — смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой. В др. связях (напр., VI-III, III-VI, VI-II, II-III, VI-III и т.п.) гармонии М. делают менее заметной зависимость аккордов от тоники лада, выявляя их местные (переменные) функции, способствуя образованию ладотональной переменности (напр., в ариозо князя Юрияслава, богатство суетное" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").
В ступенной гармонич. теории (Г. Вебер, 1817-21; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85) аккорды М. входят в число семи диатонич. ступеней, хотя в качестве побочных они в большей или меньшей степени отделяются от главных (I и V). В функциональной теории (X. Риман) М. трактуются как видоизменения "трёх единственно существенных гармоний" — Т, D и S: как их параллели (например, в C-dur e-g-h — Dp) или как созвуки вводной смены (e-g-h в C-dur может быть также: ), в зависимости от реальной доли этих аккордов в контексте. По Г. Шенкеру, значение аккордов М. (как и других) зависит прежде всего от конкретной направленности движения, от линий голосов между исходным и целевым тоном. Г. Л. Катуар понимал М. как результат смещения прим и квинт в главных трезвучиях (например, в С — dur

В концепции авторов "Практического курса гармонии" (И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, В. В. Соколова, 1934-1935) за аккордами M. закреплено смешанное ступенно-функцио-нальное значение (в C-dur e-g-h — DTIII, а — с — е — TS VI)
(при этом ступенная трактовка вновь приобретает больший вес, и вся концепция восходит не только к Риману, но, в неменьшей мере, и к Римскому-Корсакову). В теории переменных функции Ю. Н. Тюлина III ступень в мажоре может выполнять функции T и D, а VI — Т, S и D; в миноре III — Т, S и D, а VI — T и S. (Примеры различных трактовок одного и того же гармонического последования):

2) В структуре григорианских мелодий M. (mediante; др. назв. — metrum) — срединное заключение (по Б. В. Асафьеву — "цезурный полукаданс"), разделяющее целое на две симметрично уравновешенные половины:

Литература: 1)Чайковский P. И., Руководство к практическому изучению гармонии, M., 1872, то же, Полн. собр. соч., т. III a, M., 1957, Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, переизд. в Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, M., 1924; Практический курс гармонии, ч. 1, M., 1934 (авт. Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.; Берков В., Гармония, ч. 1-3, M., 1962-66, М., 1970; Тюлин Ю., Приваво Н., Теоретические основы гармонии, M., 1965, Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1818-21; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. — N. Y., 1893 (рус. пер. — Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, М., 1901); Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1-3, Stuttg. — B — W, 1906-1935, 1956.
2) Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941, с. 394
Ю. Н. Холопов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
медианта, -ы

Грамматический словарь Зализняка:

Медианта, медианты, медианты, медиант, медианте, медиантам, медианту, медианты, медиантой, медиантою, медиантами, медианте, медиантах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Средняя нота в гамме между тоникой и доминантой, а также между субдоминантой и тоникой, считая снизу. М. отстоит от вышеупомянутых нот на терцию; напр. в гамме до нота ми — М. между тоникой до и доминантой соль. Нота ля — М. между субдоминантой фа и тоникой до. М. ми, находящаяся выше тоники, называется верхней, ля, находящаяся ниже тоники — нижней. Трезвучие, построенное на М., называется медиантовым.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru