Определение слова «МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН»

Новейший философский словарь:

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Markus Aurelius Antoninus) (121-180) — римский консул (с 140), римский император династии Антонинов (161-180), философ, представитель позднего стоицизма. Автор сочинения «Наедине с собой. Размышления». Бог у М.А.А. — первооснова всего сущего, мировой разум, в котором после смерти тела растворяется всякое индивидуальное сознание. Вселеннаятесно связанное целое, единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. В центре антиматериалистического учения М.А.А. стоит частичное обладание человека своим телом, душой и духом. Носитель последних — благочестивая, мужественная и руководимая разумом личностьвоспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа всякий человек сопричастен божественному и тем самым создает идейную общность, преодолевающую все ограничения. Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Этике М.А.А. был присущ фатализм, проповедь смирения и аскетизма: «Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери — и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?» Вопреки собственному высокому положению в римском государстве М.А.А. стоически верил в человеческий род как единое сообщество: «Для меня, как Антонина, град и отечество — Рим, как человека — мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня».

Новая философская энциклопедия:

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим – 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена)последний крупный представитель Поздней Стои, римский император (с 161). Единственное сочинение «К самому себе» ( ) в 19 книгах, – философский «дневник» (состоящий из отдельных рассуждений) в жанре диатрибы, один из лучших памятников моралистической литературы. По сравнению с Сенекой [СЕНЕКА]и Эпиктетом [ЭПИКТЕТ]Марк Аврелий менее оригинален; его значимость – в личном и свободном отношении к «сумме» стоических догм, которым у него сопутствуют гераклитовские, эпикурейские и платонические мотивы при общем скептическом настрое.
Интересы его сосредоточены в области практической этики: гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика. Космос есть целесообразно упорядоченное целое, управляемое промыслом, или всеобщим разумом, тождественным материальной божественной пневме [ПНЕВМА]. Однако основа стоического мировоззрения (соединение понятий «космос» и «разум») становится у Марка Аврелия объектом скептической оценки и последующего выбора: либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов (IX 39). Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира (V 10; VII 32; IX 41), представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления (VI 16; IX 28), хотя стоическое учение о «воспламенении» упоминается лишь вскользь (III 3). Душа человека тождественна «пневматическому» началу (), разум (истечение, частица мирового разума – IX 6) – «ведущему» ( – II 2; XV 3). Подобно Панэтию [ПАНЭТИЙ], Посидонию [ПОСИДОНИЙ]и Сенеке, Марк Аврелий отвергает психологический монизм Ранней Стои: «ведущее» резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным «демоном» – II 13; V 27) противопоставляется не только душе, но иногда (в платоническом духе) и веществу в целом (XII 2–3). Счастье заключено в добродетели – философском согласии со всеобщим разумом (III 6; IV 16; VIII 54). Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие» (III 7; V 15; 32; XI 18). Все предопределено от века (Х 5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий (IV 26; VII 54). Однако Марк Аврелий (как и все стоики) заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек – стоическую, атомистическую и т.п. – он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6–7; XI 18; XII 14). «Теодицея» Марка Аврелия вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги не отвечают за него (VI 41–42). Иногда у него проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка – пороки суть следствие неведения (IV 3; XI 18). С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам – XI 3) Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности (II 6; 8; VII 31; IX 4–5); космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи (I 4). В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стои сочетание философского умозрения с интимным религиозным чувством.
Сочинения:
1. Ad se ipsum libri XII, ed. J.Dalfen. Lpz., 1979;
2. в рус. пер.: Наедине с собой. Размышления, пер. С.Роговина. М., 1914 (переиздание: Магнитогорск, 1994);
3. Размышления, пер. А.К.Гаврилова. Л.. 1985.
Литература:
1. Унт Я. «Размышления» Марка Аврелия как литературный и философский памятник. – В кн.: Марк Аврелий. Размышления. Л., 1985;
2. Neuenschwander H.R. Mark Aurels Beziehungen zu Seneca und Poseidonios. Bern–Stuttg., 1951;
3. Pesce D. Epicuro e Marco Aurelio, Due studi sulla saggezza antica. Firenze, 1959;
4. Bodson A. La morale sociale des derniers Stociens. P., 1967;
5. . Dalfen J. Formgeschichtliche Untersuchungen zu den Selbstbetrachtungen Marc Aurels. Mnch., 1967;
6. Rutherford R.B. The Meditations of Marcus Aurelius. A study. Oxf., 1989;
7. Fontaine F. Marc Aurle. P., 1991.
См. также лит. к ст. Стоицизм [СТОИЦИЗМ].
А.А.Столяров

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Римский император — см. Антонин.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru