Определение слова «ЛИППЕРТ»

Большая советская энциклопедия:

Липперт
(Lippert)
Юлиус (12.4.1839, Браунау, ныне Броумов, Чехословакия, — 12.11.1909, Прага), австрийский историк и этнограф эволюционного направления. Работы посвящены истории семьи, культуры, религии. Все формы культуры Л. выводил из трудовой деятельности человека и считал, что культурное развитие человеческого общества имеет общие закономерности. Выступал против расизма. Работы Л. сохраняют положительное значение.
Соч.: Die Religionen der europischen Kulturvlker, der Litauer, Slaven, Germanen, Griechen und Rmer in ihrem geschichtlichen Ursprunge, B., 1881; Allgemeine Geschichte des Priesterthums, B., 1883; Kulturgeschichte der Menschheit in ihrem organischen Aufbau, Bd 1—2, Stuttg., 1886—87 (в сокращ. рус. пер. — История культуры, СПБ, 1894).

Словарь по культурологии:

Юлиус Липперт (Lippert) (1839-1909)
австр. историк культуры, этнограф и религиовед, культуролог эволюц. направления. Л. выводил все формы культуры из трудовой деятельности человека, полагая, что культурное развитие человеч. об-ва имеет общие закономерности. Он считал, что нет оснований отделять первобытную историю человечества от последующих периодов его развития, поскольку на протяжении всей истории действуют одни и те же факторы. Однако, пишет Л., никакое человеч. воображение не в силах полностью охватить картину сложного движения нитей, образующих пеструю ткань культурной работы. Поэтому Л. прослеживает только развитие материальной культуры человечества, историю его обществ. учреждений и развитие языка, письменности, религии и мифологии. Говоря об истории человеч. представлений о Боге, Л. утверждает, что религ. воззрения “некультурного” и “культурного” человечества непременно должны иметь связь между собою, причем религию “некультурных” народов следует считать лишь более простой и менее развитой, чем религия “культурного” человека. При этом Л. рассматривает религию с т. зр. человеч. представлений и поступков, отмечая лишь одно различие между религ. воззрениями обоих периодов: первобытный человек только видит явления и как бы регистрирует их в своих религ. представлениях; на известной же ступени культуры человек начинает интересоваться явлениями ради познания их, старается открыть их причину. Л. предложил рассматривать религию как цельное миросозерцание, в к-ром соединяются две части: объективная, т.е. продукт наших представлений о вещах, и субъективная, служащая нормой, к-рая определяет наши поступки, чувствования и мышление.
Соч.: Die Religionen der europaischen Kulturvolker, der Litauer, Slaven, Germanen, Griechen und Romer, in ihrem geschichtlichen Ursprunge. В., 1881; Allgemeine Geschichte des Priesterthums. Bd. 1-2. В., 1883; История культуры в отд. очерках. СПб., 1902.
И.Л. Галинская.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

(Lippert), Юлиус (12.IV.1839 — 12.XI.1909) — австр. историк и этнограф, представитель эволюционного направления в этнографии и истории культуры. Работы Л. посвящены истории семьи, культуры и особенно религии. Происхождение и развитие религии рассматривал с анимистич. точки зрения ("Der Seelenkult in seinen Beziehungen zur althebrischen Religion", В., 1881; "Die Religionen der europischen Kulturvlker, der Litauer, Slaven, Germanen, Griechen und Rmer in ihrem geschichtlichen Ursprunge", В., 1881; "Allgemeine Geschichte des Priesterthums", В., 1883, и др.). Все формы культуры Л. выводил из трудовой деятельности человека и считал, что культурное развитие человеческого общества имеет общие закономерности ("Kulturgeschichte der Menschheit in ihrem organischen Aufbau", Bd 1-2, Stuttg., 1886-87, сокращен. рус. пер. "История культуры", СПБ, 1894, и др. изд.). Л. решительно выступал против расизма.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru