Определение слова «ЛИХУДЫ»

Советская историческая энциклопедия:

Братья Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) — деятели рус. просвещения. Происходили из знатного греч. рода. Образование получили в Падуанском ун-те, были преподавателями греч. школ в Кефалонии и славянских — в Македонии. В 1683 Л. были приглашены в Россию для создания высшей школы. Прибыли в Москву в 1685. Первоначально преподавали грамматику и риторику в Подготовительной школе при Богоявленском монастыре, а с 1687 — в Славяно-греко-латинской академии — грамматику, пиитику, риторику, диалектику и физику. В 1688-91 Иоанникий Л. являлся рус. послом в Венеции. В 1694 за преподавание физики и лат. языка Л. были отстранены от преподавания в академии по настоянию иерусалимского патриарха Досифея, поддержанного реакц. церк. кругами России. Однако Л. и после этого не прекратили педагогич. деятельности: преподавали в Москве, с 1706 — в Славяно-греч. школе в Новгороде, Софроний Л. с 1707 — в школе при типографии в Москве. В 1723-29 Софроний Л. жил в Солотчинском монастыре под Рязанью. В своих полемич. соч. ("Акос", "Мечец духовный") Л. отстаивали интересы греко- фильских кругов, боровшихся со сторонниками латино-польск. образованности. Для учеников академии Л. составили учебники, участвовали в создании одного из первых рус. словарей ("Лексикон треязычный", 1704); они авторы ряда проповедей, посвященных победам России в Северной войне. В нек-рых учебниках содержатся методич. указания относительно преподавания той или иной науки. Л. занимались также переводами (в т. ч. с итал. яз. книги Альберта об артиллерии и с лат. яз. — Кирхера по истории Др. Востока), исправлением славянского перевода Библии; Л. — авторы полемич. соч. против протестантизма и раскола.
=====
Лит.: Сменцовский М., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Николаев И., Мат-лы для биографии Лихудов, М., 1881.
=====
А. И. Рогов. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ЛИХУДЫ Иоанникий (1663–1717) и Софроний (1652–1730) – основатели и преподаватели философии в первом российском высшем гуманитарном учебном заведении – Славяно-греко-латинской академии. По происхождению греки, родились на о. Кефалония, учились в Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанникий занимал важную должность судьи духовных дед Кефалонитской епархии. В 1681, когда царь Феодор Алексеевич заявил о желании создать православную академию, Лихуды, по единогласному решению вселенских восточных патриархов, были направлены в Москву (1685); преподавали греческий язык в Богоявленском монастыре, затем в Заиконоспасском монастыре, при котором была образована Славяно-греко-латинская академия. Заметное влияние на духовную жизнь России оказали диспуты, которые Лихуды вели с протестантским проповедником Яном Белобоцким и сторонником латинского образования Сильвестром Медведевым. В 1694 отстраняются от преподавания в академии по причинам политическим, гл. о. из-за конфликта с патриархом Иерусалимским Досифеем. Преемниками Лихудов в академии стали Николай Семёнов-Головин и Феодор Поликарпов, не окончившие курс студенты, к роли наставников подготовленные недостаточно. С 1706 по 1716 Иоанникий преподавал в Новгороде, где стараниями просвещенного митрополита Иова была учреждена духовная школа. Софроний с 1708 по 1722 был учителем в Типографской школе, с 1723 архимандрит Рязанского Солотчина монастыря.
В Славяно-греко-латинской академии, которая, согласно замыслам ее основателей, должна была соединить преимущества западноевропейского университета со строгой православной идеологией, Лихуды успели прочитать риторику, логику и остановились на курсе физики. Психологию и метафизику они прочитать не успели, так что основателями профессионального философского образования в России их в точном смысле слова считать нельзя. Первым полный философский курс в Москве прочитал Феофилакт Лопатинский. Иоанникий написал трактат «О душе по учению перипатетиков», выступал с активной критикой «латинского учения» Сильвестра Медведева, протестантов и старообрядцев. Софроний читал курс натурфилософии, основанный на «Физике» Аристотеля. В период гонений Лихуды создали ряд полемических сочинений: «Щит веры», «Остен» (направленные против католиков) и «Люторские ереси» (против протестантов).
Сочинения:
1. Мечец духовный. Казань, 1866;
2. Ответ Софрония Лихуда. – В кн.: Историко-философский ежегодник. 1993. М., 1994, с. 228–255.
Литература:
1. Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855;
2. Сменцовскии М.Н. Братья Лихуды. СПб., 1899;
3. Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986.
А.В.Панибратцев

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Иоанникий ум. в 1717 г., Софроний ум. в 1730 г.), братья, — греки родом из Кефалонии, потомки визант. княж. рода царской крови. Получив образование в Греции, потом в Венеции и падуанском унив., они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками. Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Феодор (1682) просил восточных патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Л., которые и прибыли в Россию в 1685 г. В следующем 1686 г. они открыли ученье в существовавших уже "заиконоспасских школах" (т. е. помещавшихся в Заиконоспасском монастыре) и в продолжение восьми лет преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику, математику и физику, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве ученых западноруссов. В 1688 г. Иоанникий Л. в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырех лет. В 1694 г. по требованию иерусалимского патриарха Досифея, недовольного тем, что братья Л. вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском яз., оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии. В 1697 г. указом Петра I им поручено было обучать 55 чел. итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде; в 1701 г. они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь. В 1706 г. новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, сперва Софроний — в 1709 г., потом Иоанникий — в 1716 г., для занятий в академии и для участия в исправлении Библии. После смерти Иоанникия Софроний около 1720 г. был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства, отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь; он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ. Труды Л. на пользу русского образования доселе еще не оценены в подробностях, так как еще не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Можно предположить, что для этих сочинений Л. более или менее воспользовались теми курсами, которые сами слушали в Падуе; из того, что доселе известно из курсов Л. (см. "Историю московской славяно-греко-латинской академии" С. Смирнова и статью г. Смеловского "Л. и направление теории словесности в их школе" в "Ж. М. Н. Пр.", ч. XLV) видно, что они не рабски следовали Аристотелю и лишь в умеренной степени вносили в свои курсы западный схоластический характер. Есть у них и собственные мысли, напр. в "риторике" деление красноречия на божественное, героическое и человеческое. Во всяком случае уровень научности в курсах Л. выше, чем в подобных сочинениях ученых киевской акд. их времени; у них меньше пристрастия к учениям дохристианских ученых и к схоластике, а в риторике, вопреки обычаю западному, они прямо держатся взглядов Августина. Их можно назвать родоначальниками общего образования в Великороссии. Из их учеников образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений. — Когда Л. прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени пресуществления св. даров на литургии. Представитель "латинского учения" Сильвестр Медведев, видевший в Л. соперников по ученому авторитету, огласил их еретиками и издал против них сочинение "Манна". Л. написали в ответ "Акос или врачевание от угрызений змиевых" (перевед. на русский язык их учениками, Поликарповым и Семеновым); Сильвестр издал второе сочинение против них — "Тетрадь на Лихудов"; Л. отвечали книгой: "Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту". Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Л. этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения. Вслед за тем против католичества написаны ими еще два сочинения: "Показание истины" (1689) и "Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле", а также сочинения против лютеран: "Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина", и против раскольников: "Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского" и "Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера" (напечатано в журнале "Странник", 1861 г.). Кроме того известны еще "Философские ответы Софрония" и полный список библии с исправлениями, сделанными Софронием. Наконец, заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Л.: Иоанникия — Речь патриарху, 1691 г.; Надгробное слово царице Наталье Кириловне 1694 г.; Похвальное слово царю Иоанну, 1696 г.; Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова, 1697 г.; Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии, 1698 г.; Поучение на 5-ю неделю великого поста, 1701 г. Софрония: Слово на день рождения Петра I; Слово о Софии, премудрости Божией, 1708; Похвальное слово св. Варлааму Хутынскому; Житие Варлаама; Триумф о мире с Швецией 1721 г.; "Слово похвалительное о преславном венчании имп. Екатерины Алексеевны" ("Русский Архив" 1863 г.); "Слово о предопределении", изд. Д. В. Цветаевым в "Памятниках протестантства в России" и в "Чтен. Моск. Общ. Истории" за 1883 и 1884 г. Преосв. Филарет, кажется, несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Л., обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов, недавно найденного (см. "Описание дел Синодального Архива", т. VIII, 1891 г.), видно, что во время вторичного его заведования "греческою школою" в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 р. в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из соч. Л. в полном составе напечатан один "Мечец духовный" (в "Православном Собеседнике", 1866-1867 г.). См. Филарета черниговского, "Обзор русск. духовной литературы" (№ 238); "Чтения Моск. Общ. Ист. и Древн." (1879; описание сборника Ипатьевского монастыря, в котором, между прочим, и новые сведения о Л.); "Рязанские Губ. Ведомости" (1853); материалы для биографии Л., извлеч. из моск. архива м-ва юстиции Николаевым (М. 1881); "Братья Л." И. Я. Образцова, в "Ж. М. Н. Пр." (1867); Л. Н. Майков, о соч. Л., находящихся в синодал. библ. и Румянцевском музее (в "Летописи Занятий Археографич. Комиссии", т. VII); письма Л. (1706-1713) — в "Материалах для истории училищ в России" И. К. Куприанова ("Журнал для воспитания" Чумикова, 1857); о побеге с Москвы Л. в 1702 г. (в "Чтениях Моск. Общ. Ист. и Др." 1867 г.). О последних годах жизни Софрония в Солотчинском монастыре, по данным синодального архива, см. статью проф. Н. И. Барсова:
"Черты русской истории, быта и нравов начала XVII ст.", в "Историческом Вестнике" 1892 г.
Н. Б-в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru