Определение слова «лифт»

Толковый словарь Ефремовой:

лифт м.
1. Подъемная машина для вертикального перемещения людей и грузов.
2. Устройство для подъема жидкости — нефти, воды — с помощью сжатого воздуха или газа.

Толковый словарь Ушакова:

ЛИФТ, лифта, ·муж. (·англ. lift). Подъемная машина (для подъема в верхние этажи и спуска с верхних этажей многоэтажных домов).

Большой энциклопедический словарь:

ЛИФТ (от англ. lift — поднимать)стационарный подъемник обычно циклического действия с вертикальным движением кабины или платформы по жестким направляющим, установленным в шахте. Грузоподъемность грузовых лифтов до 10 т, скорость до 1,5 м/с, вместимость кабин пассажирского лифта до 30 чел., скорость до 7 м/с. Высота подъема до 150 м.

Большая советская энциклопедия:

(от англ. lift — поднимать)
стационарный Подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте.
Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о Л. относятся к 6 в. (Египет), 13 в. (Франция), 17 в. (Англия, Франция). Первые пассажирские Л. в России были построены в середине 18 в. (Царское Село, усадьба Кусково). В 1793 в Зимнем дворце был установлен винтовой пасс. Л. конструкции И. П. Кулибина. Л. с паровым, гидравлическим, а затем электрическим приводом появились в связи с развитием многоэтажного домостроения в середине 19 в. (например, в 1852 был построен Л. в США). Механизмом подъёма Л. служили лебёдки, гидроцилиндры со штоками и грузовые винты. В 1880 в Германии Л. Сименс построил первый Л. с электрическим приводом и реечным механизмом подъёма; к началу 20 в. получил большое распространение электропривод с канатной тягой. Различают Л. грузовые (общего назначения и специальные — магазинные, тротуарные и др.) и пассажирские (обычные и скоростные). См. табл.
Основные технические характеристики лифтов в СССР
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Тип лифта                  | Грузоподъемность, кг  | Номинальная             | Высота подъема, м |
|                                   |                                    | скорость, м/сек          |                                |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Грузовой                    | 100—3200                   | 0,17—0,5                    | 5,2—45                    |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Пассажирский            | 320—1600                   | 0,7—4                         | 45—150                   |
|                                   | (4—20 чел.)                 |                                   |                                |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В некоторых конструкциях Л. скорость движения кабин достигает 7 м/сек при вместимости до 260 человек, например Л. телевизионной башни (См. Телевизионная башня) Московского телецентра в Останкине.
Основные требования, предъявляемые к Л., — безопасность, надёжность, плавность разгона, движения и торможения, точность остановки кабины. Работа Л. не должна сопровождаться высоким уровнем шума и вызывать помехи теле- и радиоприёму.
Устройство Л. показано на рис. 1. Подвешенная на канатах кабина перемещается в проходящей через всё здание шахте. Подъёмный механизм Л. — лебёдка, устанавливаемая в верхней или нижней части здания. Вертикальное положение кабины фиксируют скользящие или роликовые башмаки, которые при движении кабины перемещаются по укрепленным на стенах шахты неподвижным направляющим. Кабины и противовесы для безопасности подвешиваются не менее чем на двух параллельно работающих канатах. Равномерное натяжение канатов обеспечивают пружинные или балансирные подвески.
Л. в зависимости от их назначения, высоты подъёма, расположения лебёдок, планировки и конструкции зданий имеют различные кинематические схемы (рис. 2). Основные группы Л.: с непосредственной подвеской кабины и противовеса, с полиспастной подвеской кабины и противовеса, выжимные с полиспастной подвеской кабины.
Устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию Л., — ловители кабины и ограничители скорости, которые останавливают кабину при превышении скорости на 15% и более либо при обрыве или ослаблении канатов. Широко распространены клиновые ловители (рис. 3). При срабатывании механизма включения клинья поднимаются вверх и прижимаются к направляющим. При дальнейшем спуске кабины происходят самозатягивание клиньев и остановка кабины. Ловитель связан с ограничителем скорости, центробежное стопорное устройство которого затормаживает шкив с канатом, когда кабина достигает предельной скорости. При последующем движении кабины ловители приводятся в действие системой тяг.
Основной тип привода Л. массового применения — электрический на переменном токе. Наиболее распространена система привода с двухскоростным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором, которая позволяет значительно снижать скорость и обеспечивает точную остановку кабины. Для точной остановки кабин грузовых Л. с монорельсом применяют микропривод. В конструкциях Л. со скоростями более 1 м/сек используют специальные системы электропривода на постоянном или переменном токе, которые имеют больший диапазон регулирования скорости при постоянном ускорении.
Управление электроприводом Л. (пуск, разгон, замедление, остановка, изменение направления движения) осуществляется пускорегулирующей аппаратурой. Безопасность пользования Л. обеспечивают средства автоматической защиты и блокировок, электрического и механического устройства. При необходимости Л. оборудуют автоматическими дверями, световой сигнализацией, а также двусторонней связью кабины с диспетчерским пультом, обслуживающим одновременно несколько Л. Управление Л. в зависимости от места установки аппаратуры бывает внутренним — из кабины, наружным — с посадочной площадки, смешанным. Часто применяют т. н. собирательное управление. Оно позволяет регистрировать вызовы с этажных площадок и команды из кабины, а затем выполнять их в соответствии с последовательностью расположения этажей при движении кабины вверх и вниз.
В высотных зданиях эффективность использования Л. увеличивается при безостановочной доставке пассажиров через ряд этажей на определённый уровень сначала скоростным, а затем на более высокие этажи обычным Л.
Общественные и административные здания с большим перемещением пассажиров оборудуются системами парного или группового управления Л. (от трёх до шести). Такие системы предназначены для организации автоматической совместной работы Л. при максимальной производительности и минимальном времени ожидания. Утренний, дневной и вечерний режимы работы могут быть заданы диспетчером или установлены автоматически в зависимости от направления и напряжённости потока движения пассажиров.
Типовые конструкции обычных и скоростных пассажирских Л., грузовых Л. применяют для обслуживания доменных печей, нефтеперерабатывающих заводов, телебашен и др. Основные параметры Л., размеры кабин, шахт, машинных и блочных помещений регламентированы ГОСТами, на основе данных которых увязывают механические и строительные части установок, разрабатывают серии унифицированных пассажирских и грузовых Л., обеспечивающих любое архитектурно-планировочное решение зданий.
Лит.: Павлов Н. Г., Лифты и подъёмники, М. — Л., 1965; Бродский М. Г., Вишневецкий И. М., Грейман Ю. В., Ремонт, модернизация и эксплуатация лифтов, 2 изд., М., 1968; Электрооборудование лифтов. Каталог-справочник, в. 1—2, М., 1968—69; Монтаж и эксплуатация лифтов, М., 1969.
Е. М. Стариков.

Рис. 1. Схема пассажирского лифта: 1 — машинное помещение; 2 — лебёдка; 3 — рабочие канаты; 4 — подвеска; 5 — ловители; 6 — кабина; 7 — отводка; 8 — башмак; 9 — шахта; 10 — направляющие кабины; 11 — направляющие противовеса; 12 — противовес; 13 — буфер; 14 — приямок; 15 — натяжной блок; 16 — канат ограничителя скорости; 17 — ограничитель скорости; 18 — магнитная станция.

Рис. 2. Кинематические схемы лифтов: а и б — с нижним расположением лебёдки; в и г — с верхним расположением лебёдки; д и е — с верхним расположением лебёдки и противовесом; ж — с нижним расположением лебёдки и противовесом; з и и — с верхним расположением лебёдки с канатоведущим шкивом и контрблоком; к — выжимного; л — с полиспастной подвеской кабины и противовеса.

Рис. 3. Схема клинового ловителя: а — положение клиньев до включения ловителей; б – положение клиньев после включения ловителей: 1 – балки каркаса; 2 – башмаки; 3 – клинья; 4 – тяги механизма включения ловителей; 5 – направляющая.

Большой словарь иностранных слов:

Лифта, м. [англ. lift]. Подъемная машина для подъема и спуска грузов и людей.

Этимологический словарь Крылова:

Это название подъемника заимствовано из английского, где lift – от глагола to lift ("поднимать").

Толковый словарь Кузнецова:

ЛИФТ -а; м. [англ. lift] Подъёмная машина в многоэтажных домах, шахтах и т.п. Скоростной л. Грузовой л. Спускаться, подниматься на лифте. Вызывать л.
Лифтовый, -ая, -ое. Л-ая кабина. Л-ая шахта.

Малый академический словарь:

-а, м.
Подъемная машина в многоэтажных домах, в шахтах и т. п.
Скоростной лифт. Грузовой лифт.
[англ. lift]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
лифт, -а

Толковый словарь Ожегова:

ЛИФТ, а, м. Вертикально движущийся подъёмник с кабиной для перемещения людей, грузов. Пассажирский л. Грузовой л. Скоростной л. Подняться на лифте.
| прил. лифтовой, ая, ое и лифтовый, ая, ое. Лифтовое хозяйство.

Научно-технический словарь:

ЛИФТ, устройство для поднятия и опускания пассажиров и грузов с одного уровня на другой внутри или снаружи здания. Раньше лифты приводились в движение с помощью пара или гидравлической силы. Первый лифт был установлен в 1856 г. в нью-йоркском магазине Элишей Отисом, который изобрел систему безопасности, поставив храповые механизмы по всей шахте лифта, чтобы кабина лифта случайно не упала. Первый лифт, работающий на электричестве, был установлен в 1889 г. в Нью-Йорке.

Техника. Современная энциклопедия:

Стационарный подъёмник, кабина которого совершает вертикальное движение вниз и вверх для подъёма и спуска пассажиров и вещей. Лифтами оборудуют многоэтажные дома. Их размещают в ограждённой шахте, в которой по направляющим рельсам перемещается кабина. Различают лифты пассажирские и грузовые. Пассажирские лифты (обычные, скоростные, больничные) поднимают от 2 до 60 человек со скоростью 0.5–4 м/с, в уникальных конструкциях – до 7 м/с (напр., лифты Останкинской телебашни в Москве). Грузовые лифты рассчитаны на подъём до 10 т со скоростью 0.18—1.5 м/с. Управление лифтом – чаще всего из кабины, иногда – с панели, находящейся на междуэтажной площадке; применяется также собирательное управление, позволяющее регистрировать вызовы с этажей и команды из кабин. Подъёмный механизм лифталебёдка, находящаяся в верхней или нижней части шахты. Прообразы лифта были известны в 1 в. до н. э. в Древнем Риме; упоминания о подобных сооружениях относятся к 6 в. (Египет) и к 13 в. (Франция). В 17 в. лифты строили в Англии и Франции.
В России первые пассажирские лифты появились в сер. 18 в. (Царское Село, усадьба Кусково под Москвой). В 1793 г. винтовой лифт конструкции И. П. Кулибина был установлен в Зимнем дворце. Лифт имел первоначально паровой привод, который позже был заменён на гидравлический, а затем на электрический.

Пассажирский лифт

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Из англ. lift – то же.

Грамматический словарь Зализняка:

Лифт, лифты, лифта, лифтов, лифту, лифтам, лифт, лифты, лифтом, лифтами, лифте, лифтах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Подъемные машины.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru