Определение слова «Ли Ик»

Большой энциклопедический словарь:

ЛИ ИК (1682-1764) — корейский ученый, представитель течения сирхакпха. Выступал с критикой идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Был сторонником улучшения положения крестьянства.

Большая советская энциклопедия:

(псевдоним Сонхо)
(1682—1764), корейский учёный, представитель течения Сирхакпха. Происходил из дворянской семьи. Под влиянием западноевропейских естественнонаучных идей выступал с критикой феодальной идеологии неоконфуцианства, буддийской и даосской мистики. В своём мировоззрении приближался к материализму, хотя и не отошёл полностью от конфуцианского толкования сущности духовного и материального начал. Подверг острой критике существующие социально-политические порядки, высказав идеи о необходимости реформ, разработал программу демократических преобразований в области аграрных отношений. Из ста книг его трудов (опубликованы в 20 в.) наиболее значительна работа «Суждения о различных вещах» («Сэсоль юсон»), посвященная сочинениям классиков конфуцианства, проблемам этнографии, астрономии, географии.
Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 223—34.
М. Н. Пак.

Советская историческая энциклопедия:

(псевд. — Сонхо) (1682-1764) — корейский ученый, представитель течения Сирхакпха. Происходил из дворянской семьи. Социально-политич. и филос. идеи Л. И. замалчивались офиц. идеологами феод. Кореи, поэтому его соч. были опубликованы только в 20 в. Занимавшийся естеств. и обществ. науками, Л. И. выступал против слепого преклонения перед кит. конфуцианскими авторитетами (Чжу Си и др.). Серьезно заинтересовался европ. естеств.-науч. идеями, опровергал конфуциан. представление о мироздании (о сферич. небе и плоской земле), говоря о шарообразности земли, давал научное объяснение многим явлениям природы. В своем мировоззрении Л. И. приближался к материализму, хотя и не отошел полностью от конфуциан. истолкования сущности духовного и материального начал. Так, с материалистич. позиций он критиковал суеверия и религ. догмы буддизма и христианства. Подвергнув острой критике существующие порядки, Л. И. высказал идеи о необходимости реформы. Установление обязат. нормы обрабатываемых земель для каждого х-ва и возможность продавать излишки, по его мнению, могли привести с годами к равномерному распределению земли. Для поднятия с. х-ва он считал необходимым избавить земледельца от поборов чиновников. Л. И. называл 6 зол, подтачивающих развитие с. х-ва и создающих тяжелое положение в стране: 1) подневольное положение крепостных, обеспечивавшее праздную жизнь господам, 2) система гос. экзаменов, к-рая, отвлекая людей на бесполезные занятия, имеет значение лишь для подготовки чиновников, злоупотребляющих властью, 3) презрение дворян к производит. труду и к народу, 4) колдовство и суеверия, сопряженные с обиранием и обманом народа, 5) толпы буддийских монахов, к-рые не столько молятся богу, сколько уклоняются от труда и гос. повинностей, 6) лень, к-рая от презрения к труду и тунеядства ведет затем к обману и грабежам.
=====
Л. И. своими идеями оказал влияние на последующее развитие сирхакпхского движения обществ. мысли в Корее.
Лит.: Чосон чхорхакса (История корейской философии), т. 1, Пхеньян, 1962, с. 203-12.
=====
М. Н. Пак. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru