Определение слова «Леонкавалло Р.»

Музыкальная энциклопедия:

(Leoncavallo) Руджеро (25 IV 1857 (по уточнённым данным), Неаполь — 9 VIII 1919, Монтекатини, близ Флоренции) — итал. композитор. Учился в консерватории в Неаполе в классах Л. Росси (композиция), Б. Чези (фп.); посещал лекции Дж. Кардуччи в Болонском ун-те, получил звание доктора лит-ры (1878). Не добившись признания на родине, работал тапёром в кафе и учителем пения в Англии, Франции, Германии, Турции, Греции, Египте. Первая его опера "Чаттертон" (на собств. либр., по одноим. драме А. де Виньи, 1877), а также "Медичи" (1888, задумана как 1-я часть оперной трилогии "Сумерки", на сюжет из эпохи Возрождения; две др. части — "Савонарола" и "Цезарь Борджа" не были написаны) не имели успеха (поставлены неск. лет спустя).
Мировую известность принесла Л. третья опера — "Паяцы" (1892), явившаяся высшим творч. достижением композитора. Наряду с "Сельской честью" Масканьи (1890) эта опера — классич. образец веризма. Она утвердила новые художеств. принципы, характерные для этого направления. Устами героя (Тонио) Л. излагает своё творч. кредоправдивый показ на сцене переживаний простых людей (сюжетной основой послужило действит. событие). Лит. талант, знание законов сцены помогли Л. создать динамичное, чёткое и лаконичное либретто. Успех оперы определили волнующий сюжет, яркое театр. воплощение в музыке жизненной драмы, рельефно очерченные образы героев, выразительность и доходчивость мелодий. В 1906 Л. совершил гастрольную поездку по странам Европы, по США, Канаде, с огромным успехом дирижировал оперой. Из др. произв. выделяется опера "Богема" (по роману А. Мюрже, 1897). По глубине психологизма и выразительности музыки она уступает опере Дж. Пуччини на тот же сюжет, создававшейся параллельно (1896). Последняя значит. работа композитора — опера "Заза" (по пьесе С. Симона и П. Бертона, 1900), ряд сцен к-рой отличается большой драм. экспрессией.
Оперное наследие Л. включает также произв. исторические (опера "Роланд из Берлина"), комические. Однако типические черты муз. стиля композитора с наибольшей полнотой раскрылись в его веристских операх ("Паяцы", "Богема", "Заза"). Из многочисленных, но почти забытых произв. Л. (помимо опер, ему принадлежат оперетты, балет, романсы, фп. пьесы и др.) в репертуаре сохранились лишь "Паяцы", оперетта "Королева роз", романс "Рассвет".
Сочинения: оперы (ок. 20), в т. ч. Чаттертон (1877, пост. 1896, т-р "Арджентина", Рим), Медичи (1888, пост. 1893, т-р "Даль-Верме", Милан), Паяцы (I Pagliacci, 1892, там же), Богема (La bohиme, 1897, т-р "Фениче", Венеция; на рус. сцене — под назв. Жизнь Латинского квартала), Заза (1900, "Театро лирико интернационале", Милан), Роланд из Берлина (1904, т-р "Опернхауз", Берлин), Майя (1910, т-р "Костанци", Рим), Цыганы (Zingari, по поэме А. С. Пушкина, 1912, т-р "Ипподром", Лондон), Эдип-царь (Edipo re, 1920, "Лирик тиэтр", Чикаго); балет — Жизнь марионетки (La vita di una marionetta, не пост.); оперетты — Мальбрук (1910, т-р "Национале", Рим), Королева роз (La reginetta delle rose, 1912, т-р "Костанци", Рим), Первый поцелуй (Il primo bacio, 1923, Монтекатини) и др.; симф. поэма Серафита (по рассказу О. Бальзака, 1894); романсы, фп. пьесы и др.
Литература: Toрадзе Г., Р. Леонкавалло и его опера "Паяцы", М., 1960; Colombani A., La opera italiana nel secolo XIX, Mil., 1900; Klein J. W., Ruggero Leoncavallo, "Musical Opinion", 1939, august; его же, Ruggero Leoncavallo, "Opera", 1958, march-april; Novellini V., Vacanze di Leoncavallo, "La Scala", 1954, febbraio; Gualerz G., Ruggero Leoncavallo i suoi interpreti, там же, 1959, aprile.
Т. Г. Келдыш.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru