Определение слова «Лаокоон»

Большой энциклопедический словарь:

ЛАОКООН — в греческой мифологии — жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны предостерегал троянцев от введения в город деревянного троянского коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина, помогавшая грекам. Скульптурная группа "Лаокоон" родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 до н. э., в музее Пио-Клементино, Ватикан).

Большая советская энциклопедия:

В древнегреческой мифологии троянский жрец. Когда греки, отступив от Трои, оставили у её стен огромного деревянного коня (троянского коня (См. Троянский конь)), Л. всячески сопротивлялся тому, чтобы конь был введён в город. За это богиня Афина, помогавшая грекам, наслала на Л. двух змей, задушивших его вместе с сыновьями. Гибель Л. запечатлена в известной скульптурной группе «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (около 50 до н. э.) и во 2-й книге «Энеиды» Вергилия. Сопоставление этих двух художественных памятников послужило исходным пунктом для установления законов изобразительного искусства и поэзии в эстетическом трактате Г. Лессинга («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766). Миф о Л. нашёл также отражение в европейской живописи 16—17 вв. (Дж. Романо, Эль Греко).

Агесандр, Полидор и Атенодор. «Лаокоон». Мрамор. Ок. 50 до н. э. Музей Пио-Клементино. Ватикан.

Мифологическая энциклопедия:

Лаокоонт (), в греческой мифологии троянский прорицатель (или жрец). Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и некоторые предлагали ввести его в город, Л. яростно возражал против этого, предостерегая соотечественников от коварства греков. Однако троянцы, выслушав рассказ Синена, все больше склонялись к тому, чтобы принять в город этот дар ахейцев. В это время на Л., приносившего вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали две приплывшие по морю змеи, растерзали детей Л. и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как наказание Л. за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести деревянное чудовище в город, уготовив тем самым себе погибель (Verg. Aen. II 40-53 и 199-231). Другие источники (в том числе не дошедшая трагедия «Л.» Софокла, fr. 370-377) объясняли гибель Л. иначе:Аполлон запретил Л., бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но Л. нарушил запрет и, больше того, сошелся со своей женой в самом храме Аполлона (на троянской равнине). За это он и был наказан богом, причем, по одному из вариантов мифа,змеями были задушены только дети Л. (произошло это в том же самом храме, где Л. оскорбил Аполлона), сам же он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу (Quint. Smyrn. XII 444-497).Миф о Л. отражен в античном изобразительном искусстве (помпейские фрески, рельефы, вазопись и т. д.). Мраморная группа «Лаокоон» родосских скульпторов Агесандра, Атенодора и Полидора послужила прототипом для последующих воплощений мифа (Джулио Романо, Эль Греко и др.);воспроизводилась группа и в карикатурном виде (Тициан, «Обезьяний Л.» и др.).Лит.: Bieber М., Laocoon. The influence of the group since its rediscovery, Detroit, 1967; Klelnknecht H., Laokoon, «Hermes., 1944, Bd 79, S. 66-111. В. H. Ярхо.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Лаокоон, -а

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru