Определение слова «ЛАБРИОЛА»

Большой энциклопедический словарь:

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (1843-1904) — итальянский философ. Теоретик и пропагандист марксизма, на позиции которого перешел с 90-х гг. "Очерки материалистического понимания истории" (т. 1-4, 1895-1925).

Большая советская энциклопедия:

Лабриола
(Labriola)
Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Окончил Неаполитанский университет. С 1871 приват-доцент по истории философии в этом университете, с 1874 профессор практической философии и педагогики Римского университета. Познакомившись с трудами К. Маркса, Л. к началу 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербартианства (см. И. Ф. Гербарт ) перешёл на позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении. С университетской кафедры и в публичных лекциях пропагандировал марксизм, стремясь приобщить учащуюся молодёжь и рабочих к идеям научного социализма. Л. содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в её деятельности.
В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историческом развитии; классов и классовой борьбы; роли народных масс и личности в истории; закономерностей развития буржуазного общества; государства; революции и др.
Главную задачу материалистического понимания истории Л. усматривал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутанного лабиринта ненаучных философско-исторических концепций и показать истинные движущие силы общественного развития. Основные положения исторического материализма Л. рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы, с критикой буржуазных теорий и мелкобуржуазных течений в социализме. Значительное внимание Л. уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимости связи социалистического движения с марксистской теорией. Вместе с тем воззрения и деятельность Л. не были свободны от некоторых серьёзных противоречий и ошибок: недооценка учения о диктатуре пролетариата, значения вопроса о взаимоотношении пролетарской партии с рабочим классом и его союзниками, ошибочное понимание национального вопроса (деление наций на «активные» и «пассивные»).
Идейное наследие Л. послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли А. Грамши, П. Тольятти и др. деятелями итальянской компартии.
Соч.: Opere complete, t. 1—3, Mil., 1959—61; Lettere a Engels, Roma, 1949; в рус. пер. — К «кризису марксизма», Киев, 1906; О социализме, СПБ. 1906; Очерки материалистического понимания истории, М.,1960.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 312—13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 500; т. 55, с. 59—60; Плеханов Г. В., О материалистическом понимании истории, в его кн.: Избр. философские произведения, т. 2, М., 1956; Тольятти П., Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в., «Вопросы философии», 1955, № 5; Верти Дж., Антонио Лабриола и итальянское социалистическое движение, «Новая и новейшая история», 1959, № 3; Dal Pane L., Antonio Labriola. La vita e il pensiero, Roma, 1935; его же, Profilo di Antonio Labriola, Mil., 1948; Berti G., Peruno studio della vita e del pensiero di A. Labriola, Roma, 1954.
С. А. Эфиров.

А. Лабриола.

Новейший философский словарь:

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (1843-1904) — итальянский философ марксистской ориентации. Участвовал в создании Итальянской социалистической партии. Профессор (1874). Основные работы: «В память манифеста коммунистов» (1896), «Об историческом материализме» (1897), «Очерки материалистического понимания истории» (1895-1898, опубликована в 1925) и др. Разделяя приверженность Маркса методу позитивизма, Л. сознательно отвергал его материализм в понимании как природы, так и истории. Материя, согласно Л., «знак или метафизическое воспоминание... выражение последнего гипотетического субстрата натуралистического опыта». Исторический материализм, не имея отношения к естествознанию, не способен выступать, по мнению Л., «метафизикой материи», поскольку природа и культура потенциально могут лишь фрагментарно взаимозависеть и взаимодействовать, никогда в принципе не совпадая. Культура постигаема через реконструкцию базовых оснований общества как человеком порожденного феномена, человек — не только субъект истории, он в первую очередь ее Творец. Анализируя «вечную» проблему марксистски ориентированных концепций о соотношении базиса и надстройки, первичного и производного в обществе, Л. обращал внимание на то, что «любовь к парадоксам, часто неотделимая от безмерного рвения одержимых приверженцев новой доктрины завербовать максимум сторонников, привела к иллюзии (многим казавшейся очевидностью), что экономический фактор все объясняет». Способ бытия, по мнению Л., первичен по отношению к сознанию, но лишь в конечном счете (что признавал и Энгельс, с которым Л. состоял в переписке). Экономическая анатомия общества — являет собой лишь часть общей картины. Учет значимости общественных феноменов, «общественной психологии» (термин введен Л.) — в полном объеме их нюансов, внутренних связей и опосредствовании — фактор, по важности соразмерный анализу экономики при адекватной трактовке исторических процессов. Марксизм в трактовке Л. — нечто иное, чем материализм либо натурализм традиционалистских типов: он (как и дарвинизм) ценен исключительно как метод, как установка на познание мира через действие. Субъект истории формирует среду обитания, средства производства, тем самым творя себя. Амбиции неофитов от марксизма на придание этой доктрине статуса системообразующей и миросоразмерной натурфилософии бессмысленны.

Новая философская энциклопедия:

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (2 июля 1843, Кассино – 2 февраля 1904, Рим) – итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Познакомившись с трудами К.Маркса, к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербартианства (см. Гербарт [ГЕРБАРТ]) перешел на позиции марксизма. С 1890 вел оживленную переписку с Ф.Энгельсом. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в ее деятельности.
В своих работах Лабриола рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историческом развитии; классов и классовой борьбы; роли народных масс и личности в истории; закономерностей развития буржуазного общества; государства; революции и др. Основные положения исторического материализма он рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы. Значительное внимание Лабриола уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимости связи социалистического движения с марксистской теорией.
Идейное наследие Лабриолы послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли.
Сочинения:
1. Opere complete, t. 1–3. Mil., 1959–61;
2. Lettere a Engels. Roma, 1949;
3. Scritti filosofci e politici, v. 1–2. Torino, 1973;
4. в рус. пер.: К «кризису марксизма». К., 1906;
5. О социализме. СПб, 1906;
6. Очерки материалистического понимания истории. М., 1960.
Литература:
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 312–13; т. 38, с. 205; т. 39, с. 161;
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 500; т. 55, с. 59–60;
3. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории. – Избр. филос. произв., т. 2. М., 1956;
4. Тольятти П. Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в. – «ВФ», 1955, № 5;
5. Никитич Л.А. Лабриола. М., 1980;
6. Berti G. Per uno studio della vita e del pensiero di A.Labriola. Roma, 1954.
А.С.Эфиров

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru