Определение слова «купол»

Толковый словарь Ушакова:

КУ́ПОЛ, купола, мн. купола, ·муж. (·итал. cupola). Выпуклая крыша в виде полушария. Золотые купола собора.

Архитектурный словарь:

(итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшит. от cupa — бочка)
пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения; образующими форм купола являются различные кривые, выпуклые наружу. В куполе, помимо основных усилий сжатия, передающих опорам вес покрытия, возникают также и горизонтальные усилия распора, для восприятия которых начиная с 15 в. иногда устраиваются специальные конструкции, работающие на растяжение (опорные кольца в основании купола и др.). Возникнув, возможно, на основе шалашей из гнущегося материала (тростника, ветвей) и глины, куполы уже в древности возводились из камня или из обожжённого кирпича, первоначально в виде т. н. ложных куполов, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора (здания в г. Эшнунна в Двуречье, начало 3-го тыс. до н. э.; "гробница Атрея" в Микенах, 14 в. до н. э. (?)). Ложные купола были распространены в народном зодчестве многих стран; разновидностью ложного купола являются, в частности, ступенчатые перекрытия типа гвиргвини. Важное значение получил купол в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрических сооружениях, купол усиливал его роль в архиттурной композиции, придавал ему простор и торжественную величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религиозных представлений (грандиозный купол Пантеона в Риме). В византийской архитектуре широко применялись купола на тромпах и парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить купола над помещением с любой конфигурацией плана (Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции купола в Европе и на Кавказе возводили главным образом в крестово-купольных храмах (например, храм Джвари близ Мцхеты в Грузии, церковь Рипсиме в Эчмиадзине в Армении), в феодальных государствах Средней Азии и Ближнего Востока купола применялись в центрических купольных зданиях. С осознанием роли купола не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания купола относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример — купол собора Сан-Марко в Венеции, 9-11 вв.). Купола с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом широкого архитектурного или природного окружения, получили особенно большое распространение в русской средне-вековой архитектуре, а также в зодчестве Средней Азии (например, мечеть Биби-Ханым в Самарканде, 1399-1404, имеющая внешний и внутренний купола). В эпоху Возрождения трактовка купола как пластической формы в пространстве и градостроительстве доминанты распространяется в архитектуре Западной Европы (например, купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, 1420-36, архитектор Ф. Брунеллески, где впервые двойная оболочка купола связана каменными ребрами жёсткости и деревянными кольцами в единую конструкцию). С конца 18 в. купола стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины 19 в. вместо кирпичных и каменных куполов, недостатками которых являются большой собственный вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются купола с металлическим каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. В 20 в., с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций, резко увеличилось многообразие структур и форм куполов: появились купола ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутренней поверхностью, а также "геодезические" Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. Сооружаются новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.
* * *
свод в виде полусферы, образованный вращением кривой (дуги, окружности и пр.) вокруг вертикальной оси.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
1. Свод, поверхность которого образована вращением кривой вокруг вертикали.
2. Сфероидная, эллипсоидная или граненая кровля, по силуэту близкая куполу (1).
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
* * *
сводчатое перекрытие внутреннюю поверхность которого можно рассматривать как тело вращения кривой (дуги окружности, эллипса, параболы и т. д.) вокруг вертикальной оси. Купола возводятся чаще всего на барабане или на четырехугольном основании при помощи специальных сводов (ПАРУСА, ТРОМПЫ). Древнейшими куполами были так называемые ложные — не дающие бокового распора купола, образованные постоянно уменьшающимися венцами каменных брусьев. Куполами также называют многочастные сомкнутые своды. Название "купол" относят и к наружным покрытиям зданий, имеющим подобные формы. Различают купола сферические сфероконические, зонтичные, на парусах.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

I
Купол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшит. от cupa — бочка)
пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения; образующими форм К. являются различные кривые, выпуклые наружу. В К., помимо основных усилий сжатия, передающих опорам вес покрытия, возникают также и горизонтальные усилия распора, для восприятия которых начиная с 15 в. иногда устраиваются специальные конструкции, работающие на растяжение (опорные кольца в основании К. и др.).
Возникнув, возможно, на основе шалашей из гнущегося материала (тростника, ветвей) и глины, К. уже в древности возводились из камня или из обожжённого кирпича, первоначально в виде т. н. ложных К., в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора [здания в г. Эшнунна в Двуречье, начало 3-го тыс. до н. э.; «гробница Атрея» в Микенах, 14 в. до н. э. (?)]. Ложные К. были распространены в народном зодчестве многих стран; разновидностью ложного К. являются, в частности, ступенчатые перекрытия типа Гвиргвини. Важное значение получил К. в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрических сооружениях (См. Центрические сооружения), К. усиливал его роль в архиттурной композиции, придавал ему простор и торжественную величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религиозных представлений (грандиозный К. Пантеона в Риме). В византийской архитектуре широко применялись К. на тромпах (См. Тромпы) и Парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить К. над помещением с любой конфигурацией плана (Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции К. в Европе и на Кавказе возводили главным образом в крестово-купольных храмах (См. Крестово-купольный храм) (например, храм Джвари близ Мцхеты в Грузии, церковь Рипсиме (См. Рипсимэ) в Эчмиадзине в Армении), в феодальных государствах Средней Азии и Ближнего Востока К. применялись в центрических купольных зданиях. С осознанием роли К. не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания К. относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно К.), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример — К. собора Сан-Марко в Венеции, 9—11 вв.). К. с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом широкого архитектурного или природного окружения, получили особенно большое распространение в русской средне-вековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней Азии (например, мечеть Биби-Ханым в Самарканде, 1399—1404, имеющая внешний и внутренний К.). В эпоху Возрождения трактовка К. как пластической формы в пространстве и градостроительстве доминанты (См. Доминанта) распространяется в архитектуре Западной Европы (например, К. собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, 1420—36, архитектор Ф. Брунеллески, где впервые двойная оболочка К. связана каменными ребрами жёсткости и деревянными кольцами в единую конструкцию). С конца 18 в. К. стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины 19 в. вместо кирпичных и каменных К., недостатками которых являются большой собственный вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются К. с металлическим каркасом и остеклением, К. из дерева и железобетона. В 20 в., с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций, резко увеличилось многообразие структур и форм К.: появились К. ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутренней поверхностью, а также «геодезические» Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. Сооружаются новые типы К.: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.
Лит.: Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938; его же, Тектоника и конструкция центрических зданий, М., 1951; Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Расчётно-теоретический, М., 1960; Деревянные конструкции, под ред. Г. Г. Карлсена, 3 изд., М., 1961; Железобетонные конструкции. Специальный курс, под ред. П. Л. Пастернака, М., 1961; Гохарь-Хармандарян И. Г., Большепролётные купольные здания, М., 1972; Муханов К. К., Металлические конструкции, М., 1963; Smith Е. В., The dome, N. Y., 1950.
В. Ф. Маркузон.

Купол: 1. Ложный купол «гробницы Атрея» в Микенах. 14 в. до н. э. (?). Разрез. 2. Пантеон в Риме. Около 125. Продольный разрез. 3. Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1404. Разрез. 4. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420—36. Архитектор Ф. Брунеллески. Разрез. 5. Казанский собор в Ленинграде. 1801—11. Архитектор А. Н. Воронихин. Разрез.

Купол. Слева — дворец спорта в Риме. 1958—60. Инж. П. Л. Нерви, арх. М. Пьячентини. Разрез. Справапроект павильона «Строительство» на ВДНХ в Москве. 1963. Инж. Н. В. Никитин, арх. Б. С. Мезенцев и др. Схема разреза.
II
Купол (геол.)
форма залегания горных пород. 1) К. вулканический (магматический), форма залегания изверженных пород в виде караваеобразного тела. Возникает на земной поверхности при выдавливании из жерла вулкана очень вязкой кислой лавы. Часто обладает характерной радиальной и концентрической трещиноватостью. 2) К. гранито-гнейсовый (гнейсовый), поднятие слоев земной коры, центральная часть которого сложена относительно полого залегающими гранито-гнейсами или гнейсами, иногда прорванными гранитами. Периферию гнейсового ядра слагают кристаллические сланцы всё более низких степеней метаморфизма, смятые в мелкие складки, обычно наклоненные к центру купола. К. гранито-гнейсовые образуются вследствие всплывания гранитного материала при региональном метаморфизме и гранитизации или повторном разогреве древнего гранито-гнейсового основания. Встречаются преимущественно на щитах древних платформ. В поперечнике достигают многих десятков км. 3) К. тектонический, более или менее округлое поднятие слоев земной коры, характеризующееся наклоном во все стороны от центра купола. В поперечнике К. тектонические достигают десятков (реже до сотни ) км. Встречаются в основном в пределах платформ. 4) К. соляной, округлое поднятие слоев пород с ядром из каменных или др. солей. Образуется при всплывании и внедрении соли вследствие её более низкой плотности и высокой пластичности по сравнению с другими осадочными породами. Широко распространены в области глубокого погружения кристаллической коры во впадинах платформ, передовых и межгорных прогибах горных поясов. В СССР известны в Прикаспийской, Днепровско-Донецкой, Таджикской и др. впадинах.
В. Е. Хаин.

Большой словарь иностранных слов:

Купола, мн. купола, м. [ит. cupola]. Выпуклая крыша в виде полушария. Золотые купола собора.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из итальянского, где cupola восходит к латинскому cupula, являющемуся уменьшительным образованием от сира – "бочка".

Толковый словарь Кузнецова:

купол
КУПОЛ -а; мн. купола, -ов; м. [итал. cupola] чего.
1. Сферическая крыша, наружный свод в форме полушария. К. собора. К. мечети. Под куполом цирка. Сверкающий на солнце к.
2. Поверхность какого-л. предмета в виде полушария. Небесный к. К. парашюта.
Купольный (см.).

Малый академический словарь:

купол
-а, мн. купола, м.
1.
Сферическая крыша, наружный свод строения.
В самом верхнем ярусе колокольни, в крошечном окне, между куполом и колоколами, мерцал огонек. Чехов, Страхи.
Над черным куполом обсерватории, который возвышался среди белых облаков сада, дрожали граненые звезды Большой Медведицы. Катаев, Отче наш.
2. перен.
Какая-л. поверхность, предмет, имеющие форму такого свода.
Горы подымались розовыми куполами и казались очень легкими. Паустовский, Кара-Бугаз.
[Уленков] дернул вытяжное кольцо — сразу после сильного толчка над ним развернулся купол парашюта. Саянов, Небо и земля.
[итал. cupola]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
купол, -а, мн. -а, -ов

Толковый словарь Ожегова:

КУПОЛ, а, мн. а, ов, м. Выпуклая крыша, свод в виде полушария. К. собора. К. мечети. К. парашюта (раскрывающаяся в воздухе круглая, прямоугольная или конусообразная часть его, обеспечивающая торможение). Под куполом цирка. Небесный к. (небосвод).
| прил. купольный, ая, ое.

Техника. Современная энциклопедия:

купол
Выпуклое покрытие зданий и сооружений, перекрывающее круглые, эллиптические или многоугольные в плане помещения. По типу конструкции купол является оболочкой вращения. Возможно, первые купола возникли как аналоги шалашей из гибких материалов (ветвей, тростника). Самые древние купола возводились из камня или из обожжённого кирпича в виде т. н. ложных куполов. В них горизонтальные ряды каменной кладки нависали один над другим, образуя форму купола. Ложным куполом является, напр., гробница Атрея в Микенах (14 в. до н. э.). Очень распространён был купол в архитектуре Древнего Рима, особенно после изобретения бетона. Долгое время купол был единственной строительной конструкцией для перекрытия большого помещения без дополнительных опор. Объясняется это тем, что кирпич, природный камень и бетон – основные строительные материалы римлян – не работают на растяжение, а именно в куполах растягивающие усилия минимальны. Особая величественность, простор подкупольного пространства вызывали у людей чувства восторга и благоговения; не случайно купола стали распространённым видом покрытия храмов. Грандиозен купол Пантеона в Риме, 43-метровый пролёт которого не был превзойдён в течение почти двух тысячелетий. Позже, в Средние века, купола начинают использовать и для внешнего оформления зданий. Примером такого царящего над окружающим пространством сооружения может служить собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—36) архитектора Ф. Брунеллески. С кон. 18 в. купола самых разнообразных форм начали использовать в светских постройках. Применение в архитектуре 20 в. новых технологий и материалов (напр., полимерных пластмасс) позволило избавиться от основных недостатков купольных конструкций – большой собственной массы и трудоёмкости возведения.

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, Италия

Этимологический словарь Макса Фасмера:

купол
диал. кумпол, севск. (Преобр.), олонецк. (Кулик.). Заимств. через нем. Kuрреl или из франц. соuроlе, ит. сuроlа "купол" от лат. сuр(р)ulа "небольшая бочка" (затем "бокал"); см. Маценауэр 229.

Грамматический словарь Зализняка:

Купол, купола, купола, куполов, куполу, куполам, купол, купола, куполом, куполами, куполе, куполах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru