Определение слова «Кровная месть»

Большой энциклопедический словарь:

КРОВНАЯ МЕСТЬобычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты рода. Состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. См. также Вендетта.

Большая советская энциклопедия:

Кровная месть
Обычай, возникший и развившийся в догосударственном обществе как универсальное средство защиты жизни, чести, имущества сородичей (соплеменников). Единый в своей основе, обычай К. м. существовал в различных вариантах: у одних народов считалось достаточным убить одного из представителей рода обидчика (т. е. не обязательно его самого), у других К. м. должна была продолжаться до тех пор, пока число жертв с обеих сторон не сравняется, и т. д.
В раннегосударственных обществах К. м. не была ликвидирована, но была несколько ограничена: суживался круг мстителей и ответчиков, принимались во внимание степень ущерба, пол, возраст, общественное положение объекта мести. Одновременно развивалась система композиций — материального возмещения за ущерб. Например, по саксонским обычаям К. м. распространялась только на убийцу и его сыновей; по бургундским — только на самого убийцу, был ограничен и круг лиц, имеющих право мстить; убийство в порядке К. м. не могло быть совершено, например, в помещении церкви. По Русской правде разрешалось мстить брату за брата, сыну за отца и т. п., при отсутствии таковых назначался штраф (Вира); по Салической правде вместо К. м. выплачивался штраф — Вергельд. Как правило, К. м. запрещалась, если убийство было совершено по неосторожности или случайно. В таком виде К. м. и композиции удерживались во многих странах и регионах, а в некоторых из них (Албания, Сербия, Южная Италия, Корсика, Япония и др.) дожили до 20 в. В СССР К. м. и композиции, сохранявшиеся у некоторых народов Кавказа, Средней Азии и др., рассматриваются уголовным законодательством ряда союзных республик как преступления, составляющие пережитки местных обычаев (см., например, УК РСФСР, ст. 102, 231). В СССР К. м. практически изжита.
Лит.: Косвен М. О., Преступление и наказание в догосударственном обществе, М.— Л., 1925.

Этнографический словарь:

Родовая месть, обычаи мщения за убийство, увечье, обиду, иногда также материальный ущерб, универсально распространенные в ранних обществах.
К.м. выступала и как коллективная самозащита и как наказание за вину. К. м. считалась не просто правом и обязанностью, но священным долгом. Уже в раннем первобытном обществе от мужчины, отказавшегося-от К.м., уходила жена, а на более поздних стадиях развития такой человек отвергался семьей и родней Первоначально К. м. была неограниченной (весь род потерпевшего мстил всему роду обидчика). С разложением родового строя круг мстителей и ответчиков суживался до самой ближайшей родни. Мстители принимали во внимание степень физического, нравственного или материального ущерба, пол, возраст, общественный статус потерпевшего и объекта мести. В частности, рядового виновника род мог выдать потерпевшим, а представители верхушечных слоев, как правило, оставались безнаказанными. На женщин К. м. обычно не распространялась.
Одновременно развивалась система композиции (от лат. compositio — возмещение) — примирения враждующих сторон путем материального возмещения потерпевшим, при определении которого также учитывались степень ущерба и в особенности статуса сторон. Существовали и другие способы примирения, например, передача потерпевшим мальчика ("взамен убитого", а позднее только на воспитание) или девушки-невесты без брачного выкупа. Очень развита была обрядовая сторона примирения: совершались различные ритуалы, символизировавшие покорность виновной и торжество потерпевшей стороны. Коллективная ответственность и композиции сохранялись и с замещением родственных уз территориальными, соседскими связями. Например, в древнерусской общине в случае ненахождения убийцы членами другой общины последняя выплачивала потерпевшим возмещение. В подобном виде К.м. и композиции сохранились (в некоторых обществах Кавказа, Средней Азии), а местами дожили до новейшего времени. К.м. или композиции предусмотрены всеми системами обычного и некоторыми системами традиционного права,в том числе шариатом. В бывшем СССР они были законодательно запрещены в 1920-х гг.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Большой юридический словарь:

Обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода. состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. в РФ существует среди некоторых народов северного кавказа. в УК РСФСР была установлена ответственность родственников убитого, отказавшихся от примирительного производства по делам о к.м. (преступление, составляющее пережиток местных обычаев). в действующем УК РФ мотив к.м. является одним из отягчающих обстоятельств убийство.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru