Определение слова «Кратил»

Большая советская энциклопедия:

Кратил
(Kratlos)
древнегреческий философ конца 5 в. до н. э., ученик Гераклита, сделавший из его учения о всеобщей текучести вещей крайние релятивистские выводы. В частности, К. отрицал наличие у явлений какой-либо качественной определённости, вследствие чего ни о чём текучем вообще ничего нельзя сказать или можно говорить что угодно. Если Гераклит говорил о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, то К. учил, что в неё нельзя войти даже и один раз. Поэтому, вместо высказывания о вещах, он считал возможным только указывать на них.
Фрагменты в рус. пер. в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, с. 188—89.
Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940 (по именному указателю).
А. Ф. Лосев.

Новейший философский словарь:

КРАТИЛ (Kratylos) из Афин (2-я пол. 5 в. — нач. 4 в. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Гераклита и учитель Платона. Опровергал допустимость каких-либо суждений, а также возможность правильно обозначить какую-либо вещь, ибо, согласно К., об абсолютно изменяемом нельзя сделать никакого определенного высказывания. (»Нельзя не то, чтобы дважды войти в ту же самую реку, как это учит Гераклит, но этого нельзя сделать и один раз. Ни о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения»). Именем К. был назван один из диалогов Платона, который наряду с «Метафизикой» Аристотеля выступает основным источником о его жизни. В этой работе содержится изложение философии языка К. (с полемикой против учения Гераклита). По мнению К., для каждой из вещей имеется по природе правильность имени, и потому имя — это вовсе не то, что какие-нибудь люди, условившись это так называть, называют, произнося при этом частицу своей собственной речи, но от природы существует для всех — и для эллинов, и для варвароводна и та же правильность имен.

Новая философская энциклопедия:

КРАТИЛ () из Афин (конец 5 в. до н.э.) – греческий философ, последователь Гераклита, у которого некоторое время учился Платон: согласно Аристотелю, до встречи с Сократом, согласно позднейшей традиции (Апулей, Диоген Лаэртий, Олимпиодор и анонимный автор «Пролегомен»), сразу после его казни. Наиболее известен благодаря одноименному диалогу Платона «Кратил», откуда взяты два из пяти фрагментов Кратила в собрании Дильса, остальные – свидетельства Аристотеля. На основании этих текстов следует предположить, что Кратил до предела усилил учение Гераклита о текучести чувственного космоса. Он считал, что в непрерывно изменчивом мире невозможна речь (ср. рассуждения Платона в «Теэтете» 183 b), «а только шевелил пальцем и упрекал Гераклита за то, что он сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку; сам он считал, что нельзя и один раз» (Met. 1010а7). У Эсхила в одном из диалогов Кратил говорил «шипя и тряся руками» (Arist. Rhet. 1417b1–2), что важно как независимое от Платона свидетельство о его эксцентричном учении.
Свидетельства:
1. DK II, 69–70;
2. Лебедев. Фрагменты, с. 551–552.
Литература:
1. Kirk G.S. The problem of Cratylus. – «American Journal of Philology», 1951, 72, p. 225–253;
2. Allan D.J. The problem of Cratylus. – Там же, 1954, 75, p. 271–287.
M.А.Солопова

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — последователь Гераклита, ученик софиста Протагора. Платон знал его лично и уважал. Он — главное разговаривающее лицо в диалоге его имени о происхождении языка и образовании слов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru